У Вас есть вопрос?
Оставьте свои контакты и кратко опишите Ваш вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Click to order
Cart
Total: 
Ваше Имя
Ваш Email
Номер Вашего телефона
статьи

Одаренный ребенок и педагог — взаимодействие и правильный подход к организации учебной деятельности

Одаренный ребенок – это национальное достояние целой страны, именно поэтому так важно вовремя обнаружить и взрастить талантливого ребенка, обеспечить правильный подход к его воспитанию и обучению.

Умелое и компетентное руководство со стороны педагогов поможет ребенку проявить свои дарования, направить энергию и индивидуальные способности в нужное русло, и достичь выдающихся результатов в отдельных образовательных сферах.

В нашей статье разберемся, кто такие одаренные дети и что их отличает от сверстников, поговорим о взаимодействии педагога с такими детьми, а также о том, как правильно организовать их учебную деятельность.

Особенности одаренных детей

Одаренность – это только часть успеха. Задача взрослых – обнаружить потенциал ребенка и обеспечить должное его развитие.

Не всегда одаренность лежит на поверхности, порой обнаружить ее не так-то просто. Однако, по наблюдениям специалистов, одаренный ребенок никогда не затеряется в серой массе.

Такие дети, как правило, отличаются широким кругозором и большим словарным запасом, с легкостью и интересом решают разные задачи, они не любят стандартных решений и всегда отстаивают свою точку зрения.

Психологи считают, что одарённый ребёнок покажет очень высокий результат на IQ-тесте – от 145 баллов и выше (при средних показателях 100-110 баллов).
Одарённые дети – это дети, которым все интересно, которые всегда стремятся к новым открытиям и познаниям.

Вот несколько признаков одаренного ребенка:
Любопытство
Он любопытен и не любит, когда ограничивают границы его исследования
Словарный запас
Имеет обширный словарный запас и поддержит беседы на различные темы
Хорошая память
Одареннные дети с легкость могут вспомнить и воспроизвести полученную информацию
Круг интересов
Ребенок проявляет интерес к разным вещам, переключаясь с одного на другое
Способность к чтению
Одаренные дети раньше начинают читать и писать при минимальном уровне знаний
Творческие способности
Часто одаренные дети имеют творческие способности

Отличник
Отличника характеризует внешняя мотивация – высокая организованность самодисциплина и нацеленность на получение хороших отметок и похвалы со стороны учителей.
Одаренный ребенок
Одаренный ребенок обладает внутренней мотивацией, похвала для них не так важна, как удовлетворение собственного интереса и тяги к познанию.

Организация учебной деятельности одаренного ребенка

Поскольку выявление одаренных детей и работа с ними является перспективным направлением образовательной политики России, а также регламентируется ФГОС второго поколения, необходим особый подход к организации учебной деятельности.

Можно выделить три основных этапа работы – диагностика, комплекс мер по работе с одаренными детьми и подведение итогов.
    1
    Диагностика
    Это первый этап, который направлен на выявление одаренных детей.

    Образовательная организация делает запрос педагогу-психологу провести диагностику детской одаренности и возможных трудностей педагогов в обучении таких школьников.

    Используя различные методики, тесты или программы, психолог выявляет одаренных детей, проводит опросы среди учителей, после чего составляет отчет о проделанной работе.

    При этом в карточку учащегося ставится отметка о наличии одаренности – интеллектуальной, академической или творческой.
    2
    Комплекс мер по работе с одаренными детьми
    Второй этап можно разделить на несколько частей:

    1. по итогам отчета психолога создается инициативная группа из числа заместителей руководителя, методистов и учителей;
    2. инициативная группа создает проект программы, где указываются цели и задачи, модели работы, а также рекомендуемые методики по реализации образовательной программы для одаренного ребенка;
    3. директор школы назначает педагогов, которые будут заниматься реализацией утвержденной программы;
    4. при необходимости педагоги проходят курсы повышения квалификации по работе с одаренными детьми.

    На втором этапе выполняется основной объем мероприятий, направленных на развитие способностей одаренных детей:

    • составление плана индивидуальных и групповых занятий – важно осознавать ценность групповых занятий, поскольку они нацелены также на социальную адаптацию ребенка;
    • подбор оптимальных методов работы – к каждому ребенку необходимо находить свой индивидуальный подход;
    • активное участие ребенка во всех видах деятельности – при этом роль внеурочной деятельности, как правило, главнее, ребенок принимает участие в конкурсах, олимпиадах или профильных семинарах;
    • разработка индивидуального образовательного маршрута – направлена на всестороннее развитие способностей одного конкретного ребенка, а также учитывает мнение ребенка и его родителей по содержанию образовательной программы.

    При этом важно соблюдение такие базовых принципов, как максимальное разнообразие возможностей, минимизация участия педагога и свобода выбора в процессе наставничества.
      3
      Подведение итогов
      После реализации образовательных программ школьная администрация проводит анализ и оценку результатов работы с одаренными детьми, а также определяет новые цели.

      Если работа велась на базе индивидуальных образовательных маршрутов, педагог и ученик также отчитываются о проделанной работе с описанием полученных результатов.

      Для того, чтобы процесс мониторинга одаренных детей стал более масштабным и эффективным, в школах должны включать в план работ и составление специализированных образовательных программ.

      Кроме того, по заявлению Министра просвещения Ольги Васильевой, в планах к 2024 году создать центры выявления и поддержки талантов в каждом регионе.

      Взаимодействие педагога с одаренным ребенком

      Основная задача педагога при работе с одаренными детьми – это не только поиск талантов, но и поиск правильных подходов в обучении, помощь в развитии способностей, умение применять нестандартные приемы и техники.

      Все это требует определенных навыков и компетенций, которые можно получить лишь благодаря максимальной самоотдаче и желанию.
      Педагог не столько обучает, сколько направляет одаренного ребенка, прививает навык самостоятельного обучения, мотивирует ребенка генерировать собственные идеи и решения.
      Согласно ФГОС важно делать упор на деятельностный подход в учебном процессе и научить ребенка:

      • творить и быть автором;
      • ставить цели и достигать их;
      • принимать ответственность за свои решения;
      • использовать свои способности по максимуму и в разных направлениях.
      При организации работы с одаренными детьми в школе у педагогов могут возникать 3 вида проблем:
      1
      Непрофессионализм педагога — отсутствие необходимых знаний о проявлении детской одаренности, и профессиональных компетенций, которые помогли бы им в работе с такими детьми.
      2
      Недостаток школьного обеспечения — отсутствие в школе условий и материальной базы для развития одаренности ребенка, его интеллектуальных или творческих талантов.
      3
      Социальная проблема — применение в школе практики уравнивания всех детей без выделения одаренных личностей.
      Именно поэтому важна и среда, в которой происходит обучение одаренных детей, где приветствуется применение инновационных технологий, а педагоги помогают раскрывать потенциал каждого юного гения.
      Существует несколько качеств, которые свойственны педагогу, способному работать с одаренными детьми
      Знает методы работы
      Умеет распознать проявление одаренности в зависимости от личных особенностей ребенка и его интеллектуальных проявлений.
      Нацелен на рост
      Заинтересован в личностном и профессиональном росте, нацелен на достижение результата.
      Коммуникабелен
      Умеет находить общий язык не только с ребенком, но и с его родителями.
      Инициативен и креативен
      Постоянно проявляет инициативу и креативность в работе, всегда толерантен, объективен и тактичен.


      Как же найти тот самый подход?

      Одаренные дети больше обычных нуждаются в особой поддержке, им важно найти своего учителя. Неподготовленные педагоги часто бывают равнодушны к выдающимся детям и их проблемам. Причина кроется в личности самого педагога, в его системе взглядов и убеждений.

      Роль педагога в обучении одаренных детей огромна. Согласно современным исследованиям в этой области, в систему образования необходимо внедрить методы диалога и дискуссии, чтобы дети также были включены в педагогический процесс, смогли бы выбирать форму и содержание своего обучения.

      Это обеспечит сближение педагога и ученика и выведет это взаимодействие на качественно новый уровень, что позволит педагогу лучше понять одаренного ребенка и его потребности.
      Такие дети всегда отличаются от других, поэтому педагог должен помочь юному дарованию адаптироваться в социуме, а иногда и исключить возможность буллинга.
      Успешным будет тот педагог, который прошел специальную подготовку по работе с одаренными детьми, такой педагог будет обладать необходимыми навыками и компетенциями.

      Выводы

      В заключении отметим, что одаренный ребенок – это всегда особое отношение, нестандартный подход, и сложная многоуровневая работа.

      От педагогов требуется постоянное совершенствование и профессиональный рост, от учебных заведений – использование современных образовательных методик.

      Одаренный ребенок – исследователь, и чтобы взрастить эту личность, необходима гибкость ума, непрерывный рост мастерства и огромное желание.

      В нашем новом курсе повышения квалификации «Педагогические технологии работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС» Вы сможете изучить принципы работы с одаренными детьми, а также узнаете о современных методиках организации учебной деятельности.
      comments powered by HyperComments
      Спасибо за внимание и хорошего дня!

      Если для Вас актуальны курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации для руководителей и педагогов образовательных организаций - пройдите по ссылке:
      Читайте наши статьи, посвященные школьной тематике
      Показать еще