У Вас есть вопрос?
Оставьте свои контакты и кратко опишите Ваш вопрос
Откуда Вы о нас узнали?
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Click to order
Cart
Total: 
Ваше Имя
Ваш Email
Номер Вашего телефона
Откуда Вы о нас узнали?
СТАТЬИ

ТРИЗ-педагогика

ТРИЗ-педагогика – система педагогического знания, основная цель которой – развитие творческого начала в людях и, прежде всего, детях. Система является универсальной и полезной для педагогов различных направлений и уровней и позволит улучшить свои знания в сфере развития творческого потенциала детей и подростков. Формироваться данная система начала в конце восьмидесятых из «теории решения изобретательских задач» авторства Г. С. Альтшуллера.
В своих произведениях он описывает основные принципы, которых должны придерживаться педагоги для достижения этой цели:
1
Во-первых, начало обучения должно начинаться в возрасте 5 лет и оканчиваться с 13 до 16 лет.
2
Во-вторых, скорость обучения должна быть максимально высокой, что поспособствует лучшему усвоению материала.
3
В-третьих, обучение должно быть направлено на то, чтобы дать ученикам широкий спектр знаний из разных областей и сфер. Специализация в таком случае происходит в процессе обучения, когда ученик понимает, что удается ему лучше всего и что интересует его больше всего.
4
В-четвертых, размер учебных групп не должен быть большим, в идеале, в группе должно быть четыре человека, чтобы педагог смог учесть особенности каждого учащегося. Сам педагог, также должен быть человеком с разнообразными знаниями и должен быть творческой личностью.
5
В-пятых, программа обучения должна постоянно обновляться в соответствии с требованиями времени.
Основная цель системы ТРИЗ – развитие творческого начала в людях при помощи использования творческого потенциала для решения задач в разных сферах и саморазвития личности. Для этого, в рамках развития системы ТРИЗ, выявляются и изучаются закономерности и особенности развития различных технических систем.
Основная задача – выявление и последующее использование алгоритма, который позволит выявить самое подходящее в конкретной ситуации решений определенной задачи максимально быстро.
Основные функции системы ТРИЗ
Разрешение изобретательских и креативных задач разных уровней сложности.
Создание прогнозов относительно изменений в технических системах, а также создание новых решений.
Развитие и создание коллективов, которые могут быстро и грамотно решать задачи.
Открытие и изучение творческих способностей человека, создание и описание практик по их тренировке (в частности, воображения).
Постановка и решение задач научно-исследовательской деятельности.
Определение трудностей в работе с техническими системами в их различных состояниях.
Изучение путей наиболее эффективного использования природных и иных видов ресурсов для разрешения задач.
Объективная оценка принятых решений.
Создание и развитие исследовательских и творческих сообществ.
Упорядочивание знаний различных отраслей, которое создаст условия для более успешного использования этих знаний непосредственно на практике.
В теории ТРИЗ, помимо цели, задач и функций, существуют и определенные принципы, предопределяющие всю деятельность в ее рамках и позволяющие наиболее эффективно принимать решения:
1
Принцип объективности в законах развития систем
Системы, их развитие, строение и функционирование, по мнению Г. С. Альтшуллера, подчинены объективным законам. В таком случае сильными и эффективными решениями являются те, которые учитывают и опираются на объективные законы существования систем.
2
Принцип идеальности
Во время решения конкретной задачи всегда стоит стремиться к результату, который будет идеальным, при условии, что затрачено наименьшее число ресурсов. По теории ТРИЗ, в таком случае, сильные решения – те, которые используют для решения проблем внутренние ресурсы.
3
Принцип противоречий
Внутри системы существуют противоречия, они возникают и усиливаются из-за влияния как внешних, так и внутренних факторов. Эволюция системы происходит тогда, когда преодолевается противоречие. Сильными решениями, в соответствии с этим принципом являются те, что позволяют преодолеть внутрисистемные противоречия.
4
Принцип конкретности
В теории ТРИЗ считается, что каждая задача должна быть конкретной и определенной, а значит и решения, и ресурсы также являются конкретными. Сильные решения всегда учитывают определенные черты объекта, с которыми связана существующая задача.
Данная сложная система знания нашла свое место и в педагогике: на данный момент ТРИЗ-педагогика содержит курсы для различных возрастных категорий: от детей младшего возраста (дошкольников), до студентов и специалистов более старшего возраста. Такое деление в системе ТРИЗ-педагогике необходимо для того, чтобы правильно выбрать наиболее подходящий метод обучения. Общие методы, помимо стандартных, включают в себя мозговой штурм, морфологический анализ, синектику и другие. Специфическими являются, например, изобретение игрушек, загадок (для детей дошкольного возраста).
Особое внимание, как было сказано выше, уделяется развитию творческого потенциала. Для этого было разработано большое количество учебных задач в разных областях: биологии, искусстве, экономике и т. д. В первую очередь, данные задачи подталкивают детей к изобретению своих путей решения задач. Примером такого сборника задач может являться изданная в различных странах книга «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» под авторством А. А. Гина.
Важное место в системе педагогики ТРИЗ занимает курс «развитие творческого воображения», который позволяет тому, кто решает задачи, преодолевать стереотипы мышления.

В сфере дошкольного образования основными представителями, которые следовали системе ТРИЗ, являются ученые: М. Н. Шустерман, В. Ф. Богат, А. М. Страунинг, работы которых легли в основу программ дошкольных учреждений по развитию творческих и изобретательских способностей детей. Некоторые из работ данных авторов рекомендованы ДОУ РФ как основные пособия о развитии творческого мышления. На данный момент в системе ТРИЗ-педагогики издано уже более 60 методических пособий и книг.

Таким образом мы видим, что ТРИЗ занимает важное место среди теорий развития творчества в сфере дошкольного образования. Использование трудов, которые придерживаются данной теории, поможет разнообразить Ваш инструментарий по развитию творческих способностей у детей. Обучиться ТРИЗ-педагогике быстро и качественно Вы можете в нашем образовательном центре «Верити»: мы предоставляем специализированные курсы на различные темы для педагогов разных уровней и направлений, в удобном и понятном формате, разработанные нашими экспертами и дизайнерами. Вы или Ваши коллеги сможете в самом комфортном формате пройти обучение по курсу «ТРИЗ-педагогика» . Подробнее о курсе можно узнать тут...
Хорошего дня!
Если для Вас актуальны курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации для руководителей образовательных организаций - пройдите по ссылке