Total: 
Ваше Имя
Ваш Email
Номер Вашего телефона
Откуда Вы о нас узнали?
статьи

Как избежать 5 основных ошибок по пожарной безопасности в образовательных организациях

статьи

Как избежать 5 основных ошибок по пожарной безопасности в образовательных организациях

Проверки общеобразовательных организаций в 2019 году показали ряд нарушений, касающихся пожарной безопасности. Самыми частыми из них оказались проблемы пожарных сигнализаций, эвакуационных путей, электросетей. Кроме того, нарушения выявлены в системах, которые оповещают пожарную часть о возникновении в образовательном учреждении чрезвычайной ситуации, и в исправной работе пожарных гидрантов.

Самые распространенные проблемы
по частоте встречаемости:
Проблемы с пожарной сигнализацией.
Недоступные эвакуационные пути и запасные выходы из здания.
Неналаженная система оповещения пожарной части.
Неисправные пожарные гидранты.
Неисправное электрооборудование.

Лидерами по количеству нарушений стали школы в:
Республике Дагестан;
Республике Северная Осетия — Алания;
Республике Крым;
Курганской области;
Ростовской области;
Иркутской области;
Приморском крае;
Пермском крае;
Санкт-Петербурге.

Рост количества пожаров зафиксировали в школах Республики Коми и Башкортостане, Мурманской, Московской и Кемеровской областях, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае.
Чтобы избежать основных ошибок, связанных с этими нарушениями, необходимо учесть определенные нюансы.

Пожароопасность в школах зависит, в том числе, от своевременного проведения планового и повторного противопожарных инструктажей среди сотрудников образовательной организации. Об этом Вы сможете прочитать здесь.
Как не допустить таких проблем в общеобразовательном учреждении
Исправить проблемы с пожарной сигнализацией
Сотрудниками МЧС было выявлено 3827 таких случаев. Причинами стали загрязнение извещателей и неисправности в технических элементах. Проверяющие резюмировали, что школы не организуют регулярное техническое обслуживание и формально относятся к тренировкам по эвакуации.

Необходимо организовать регулярную проверку сигнализации. Общеобразовательное учреждение должно заключить договор на техническое обслуживание и ремонт систем противопожарной защиты. Специалисты МЧС советуют обращаться к работникам организации, которая устанавливала сигнализацию и систему оповещения. Но муниципальная и государственная школы обязаны соблюдать требования законов о контрактной системе, и заключать договор только с победителем закупок. Им может стать организация, которая установила системы защиты, либо другая. Главное — у организации должна быть лицензия на такие работы. Ее можно проверить на сайте МЧС.
Пример. Какие документы нужно приложить к договору
К договору необходимо приложить план-график. В нем понадобится указать состав и периодичность работ. Техническое обслуживание надо проводить так часто, как указал в инструкции на средство защиты завод-изготовитель. Пусть по итогам каждого вида работ организация обязательно оформляет акт. Ведь его и запросят проверяющие.

Дополнительно, в организациях должны проводиться учебные противопожарные тренировки. Проверяющие захотят ознакомиться с документацией, в которой должно быть зафиксировано проведение этих учений: даты и сроки мероприятия, локальные акты, в которых закреплено их проведение. Сотрудники должны быть готовы к тому, что контролирующие проведут среди них опрос, действительно ли проводились учения или формально. Перечень необходимых документов Вы сможете скачать здесь.
Освободить эвакуационные пути и запасные выходы
На втором месте по количеству нарушений — неудовлетворительное состояние путей эвакуации и выходов. За 2019 год выявили 3063 случая таких нарушений. Чаще всего школы загромождали эвакуационные пути и не обозначали их знаками пожарной безопасности. Также закрывали эвакуационные выходы на замок, а ключи оставляли у разных должностных лиц.

Необходимо следить за состоянием эвакуационных путей и выходов. Чтобы избежать подобных нарушений, не нужны специальные технические знания и деньги. Достаточно соблюдать требования Правил противопожарного режима (утв. постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390). В чек-листе собрана воедино полезная информация.
Обеспечить дублирование сигнала о пожаре на пульт пожарной охраны
Третье место занимают нарушения, при которых общеобразовательные организации не устанавливали средства, автоматически дублирующие сигнал о пожаре в пожарно-спасательное подразделение. Сотрудники МЧС зафиксировали 1931 такой случай. Причем в Москве средства дублирования обнаружили у 70 процентов школ, в Вологодской области у 77 процентов, а вот у Псковской всего у 16. Хотя такую систему должны установить все школы (ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ). И представители ГосПожнадзора проверяют, есть ли она, а также оценивают ее работоспособность.

Чтобы избежать проблем, необходимо установить средства дублирования. Федеральный законодатель не уточняет, каким средством или прибором дублировать сигнал в пожарную часть. Главное, чтобы сигнал передался без участия работников. Можно обратиться в ближайшее отделение МЧС или пожарное подразделение. Там дадут разъяснения о том, какое устройство надо закупить в конкретной школе, чтобы оно сопрягалось с пультом пожарной части.
Пример. Как в школах дублируют сигнал о пожаре

В Москве в школах сигнал дублируют через пожарную сигнализацию, подключенную к оборудованию «Стрелец-Мониторинг». Оборудование монтирует организация, которая обладает лицензией на такой вид работ и стала победителем закупок.
Обеспечить исправность пожарных гидрантов
Неисправность противопожарного водоснабжения — на четвертом месте в рейтинге нарушений. Всего проверяющие выявили 918 таких случаев. Среди них — неисправность пожарных гидрантов наружного пожарного водоснабжения. Также школы забывают утеплить их к зимнему периоду, не устанавливают указатели к гидранту, не составляют акты проверки работоспособности. Даже если гидрант собственность органа местного самоуправления — водоканала, а не школы, но больше на ее территории нет источника водоснабжения, в случае пожара использовать будут именно этот источник. Поэтому директор обязан знать, исправен ли гидрант, какие возможности у него есть, входит ли он в сеть водоснабжения муниципалитета, подается ли к нему вода.

Необходимо заранее выяснять его состояние. Пусть ответственный за пожарную безопасность проверит состояние пожарного гидранта. Запланировать такие проверки нужно на каждую осень и весну. Ответственный должен убедиться, что компоненты гидранта исправны, клапан при рабочем давлении герметичен, гидрант и колонка легко открываются и закрываются, в колодце есть вода и под давлением ее напора достаточно для тушения. Итоги проверки нужно поручить оформлять актом. Также необходимо обязать ответственного контролировать, чтобы в любое время года на колодцах не стоял транспорт, и был свободный подъезд к гидранту для пожарной техники. Зимой дополнительно нужно проверять, чтобы гидрант утепляли, очищали от снега и льда.
Пример. Как обозначить направление к гидранту

Направление к гидранту нужно обозначить знаком «Пожарный гидрант». У такого знака должны быть цифры, которые указывают расстояние до водоисточника. Также необходимо установить внутреннее освещение либо фотолюминесцентное покрытие не менее 25 лк (пп. 6.1.4 и 6.2.7 ГОСТ 12.4.026−2015, п. 55 Правил, утв. постановлением от 25.04.2012 № 390).
Проверить электросети
Замыкает пятерку нарушений в количестве 452 случаев неисправность электросетей и электрооборудования. Дефекты в электросетях становятся одной из основных причин в общем числе пожаров.

Необходимо дополнительно проверить электросети. Во избежание нарушений, необходимо измерять сопротивление изоляции электропроводки. Повторять такую оценку необходимо 1 раз в 3 года (п. 2.12.17 Правил, утв. приказом Минэнерго от 13.01.2013 № 6). Для этого понадобится заключить договор со специализированной организацией по правилам законодательства о контрактной системе. Пусть ее специалисты составляют протокол, с описанием состояния проводки в учреждении. Таким образом появится доказательство, что были проведены все необходимые мероприятия для предупреждения пожара.

К сведению. Как проводится оценка образовательного учреждения по требованиям пожарной безопасности.

Проверяющие вправе:
осмотреть всю территорию учреждения;
взять различные пробы;
провести опрос сотрудников;
провести экспертизы и расследования;
организовать проведение инструктажей и тренировок.

Все эти действия контролёры имеют право проводить только в присутствии директора или уполномоченного им лица, за исключением случаев внеплановых проверок.
Если Вы еще не прошли курс повышения квалификации по Пожарному минимуму, или Вам требуется обновить знания согласно современных требований и стандартов, пройдите курс в Образовательном центре Верити.