Дополнительное образование как важный элемент всестороннего развития детей

Дополнительное образование занимает важное место в общей системе общего образования детей. Несмотря на то, что оно не является обязательным, трудно представить образование полным без разного рода дополнительных занятий или секций.

С помощью дополнительных программ удается сформировать поэтапный и систематизированный процесс обучения, направленный на всестороннее развитие детей. Сегодня более 65% школьников в возрасте от 6 до 17 лет посещают различные кружки или секции.

Развитие системы дополнительного образования детей является приоритетным направлением государственной образовательной политики в нашей стране. В нашей статье сегодня поговорим о дополнительном образовании как о важном элементе всестороннего развития детей.

Законодательство

На законодательном уровне дополнительное образование детей и взрослых описано в статье 75 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации».

В этой статье дополнительное образование представлено как часть образовательной системы РФ, описаны его цели и задачи, а также указаны требования к содержанию образовательных программ по данному направлению.

Вот основные положения этой статьи:

  1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей, формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. ДО для детей обеспечивает их социальную адаптацию, профессиональную ориентацию, а также направлено на выявление одаренных детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
  2. Выделяют общеразвивающие и предпрофессиональные Программы дополнительного образования. Первые предназначены как для детей, так и для взрослых. Вторые, реализуемые в сфере искусств, физической культуры и спорта, предназначены только для детей.
  3. К освоению дополнительных программ допускается любой человек независимо от уровня образования, если только того не требует специфика программы.
  4. Программа дополнительного образования разрабатывается учреждением, в котором и проводится обучение, в ней же указано содержание курса и сроки обучения.

В федеральных государственных стандартах также отводится важное место дополнительному образованию.

Согласно ФГОС, ДО – это:

  • образование, которое дополняет основное в соответствии с образовательными запросами детской личности, с учетом интересов, предпочтений и способностей каждого ребенка;
  • деятельность, реализуемая по дополнительным образовательным программам с установленными целями и методами оценки результатов;
  • часть общего образования, которая позволяет повысить общий уровень интеллектуального развития, обеспечить ребенку дополнительные возможности для удовлетворения своих образовательных и творческих потребностей, и реализуемая в свободное время.

Концепция развития дополнительного образования детей

Концепция развития ДОД была утверждена в 2014 году, в ней определены ценность, миссия, задачи и принципы развития дополнительного образования.

Основные направления Концепции:

  1. обеспечение доступности ДО;
  2. расширение спектра дополнительных образовательных программ;
  3. развитие кадрового потенциала системы ДО детей;
  4. модернизация инфраструктуры ДО;
  5. развитие системы управления качеством реализации ДО;
  6. внедрение негосударственного сектора в оказании услуг ДО, а также механизмов государственно-частного партнерства.

Данная Концепция должна быть реализована к 2020 году, при этом процент вовлеченных в дополнительное образование школьников предположительно составит 70-75%.

Какие задачи решает дополнительное образование

Фокус дополнительных занятий направлен на процесс, а не на результат, когда ребенок имеет возможность без каких-либо ограничений и проверок раскрывать свои способности. В этом и состоит цель дополнительного образования – сформировать всесторонне развитую личность, предоставив при этом возможности к творческому и профессиональному росту.

При достижении этой цели решаются следующие задачи:

  • формирование и развитие творческих способностей;
  • привитие культуры общения, умение не только вести разговор, но и адекватно воспринимать здоровую критику;
  • удовлетворение культурных потребностей ребенка;
  • профессиональное ориентирование;
  • физическое развитие;
  • воспитание моральных качеств, любви к труду.

Озвученные цели и задачи дополнительного образования формируют его направления.

Современная педагогика выделяет 6 основных направлений ДО:
1
Социально-педагогическое. Работа с одаренными детьми, уход за людьми, нуждающихся в оказании помощи, волонтерство.
2
Техническое. Развитие у детей навыков, необходимых для овладения техническими профессиями, например кружок робототехники.
3
Художественное. Развитие всевозможных творческих способностей – вокал, игра на музыкальном инструменте, рисование.
4
Естественно-научное. Изучение естественных наук, например, внеклассные занятия по химии.
5
Туристско-краеведческое. Направлено на удовлетворение потребности к путешествиям, познанию природы или изучению истории.
6
Физкультурно-спортивное. Развитие физических навыков, общее оздоровление.
Каждое из этих направлений призвано решать задачи дополнительного образования детей, и реализуется в организованных секциях, кружках или на факультативах. Иногда по отдельным направлениям могут быть сформированы детские лагеря или студии.

Посещая ту или иную секцию, ребенок постоянно находится в социуме, он не только осваивает определенные знания и умения, но также обучается ключевым навыкам общения, способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, а также учится интегрировать полученные навыки в различных сферах деятельности.

Удовлетворяя потребности разных групп населений, дополнительное образование отвечает за формирование лидерских качеств ребенка, обеспечивает социальную безопасность, занятость подростков и их самореализацию.

Особенности организации

Разнообразие, привлекательность и уникальность ДО заложены в его организации и реализации, поскольку все занятия ведутся исключительно профессионалами.

В отличие от системы обязательного образования, здесь чаще происходит внедрение инновационных подходов к обучению. Это обусловлено динамичностью дополнительного образованию, необходимостью постоянно подстраиваться под нужды социума и непрерывно развивающейся личности ребенка, здесь недопустима скука и обыденность.

Однако и здесь необходимо наличие образовательных программ и особых методик и технологий, поскольку, как и любое другое, дополнительное образование, в конечном счете, нацелено на получение конкретного результата. В силу своей специфики, организация дополнительного образования имеет свои нюансы.

По форме собственности учреждения дополнительного образования подразделяют на:

  • государственные;
  • негосударственные;
  • федеральные государственные;
  • муниципальные.

В зависимости от направления деятельности организации ДО относят к одному из следующих видов: центры, дома, дворцы, станции или школы. Масштабы каждой из организаций могут варьироваться от обычной школьной секции до досугового центра с разными направлениями деятельности.
Услуги дополнительного образования могут предоставлять не только специализированные центры, оно может быть организовано на базе школ, центров социального обслуживания населения или вузов.
Большое влияние на работу центров ДО оказывает материальная база и кадровый состав.

Все программы, реализуемые в учреждениях дополнительного образования, разрабатываются ими самостоятельно. Каждая из программ может иметь стандартную базу, однако наполнение, способы реализации, подходы к обучению могут быть абсолютно любыми.

Необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, применять инновационные методики, а также соблюдать определенные принципы:

  1. ребенок и его родители оставляют за собой право выбора учреждения и вида образовательной программы;
  2. при выборе рода деятельности ребенок ориентируется на свои интересы, предпочтения и способности;
  3. при реализации образовательных программ любой направленности упор делается на развитие индивидуальных способностей ребенка;
  4. дополнительное образование не должно наносить вред психическому и физическому здоровью ребенка;
  5. во время занятий ДО обеспечивается творческая атмосфера взаимодействия учеников и педагогов.
Только при соблюдении всех этих принципов дополнительное образование будет качественным и эффективным, а полученный результат будет удовлетворять требованиям ФГОС, а также запросам и желаниям учеников и их родителей.

Педагоги дополнительного образования

Педагог дополнительного образования – это больше, чем просто учитель. Поскольку дополнительное образование является необязательным, задача педагога так построить свои занятия, чтобы ребенок был заинтересован в их посещении, чтобы он чувствовал развитие своих навыков и способностей и видел результат.

Педагог дополнительного образования:

  • создает благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка;
  • обеспечивает получение конкретного результата в зависимости от вида деятельности;
  • повышает интерес ребенка к самостоятельной внеклассной деятельности;
  • побуждает ребенка к саморазвитию, к проявлению собственных лидерских качеств и организаторских способностей.
Педагоги дополнительного образования обладают большей свободой при планировании и организации занятий и не ограничены строгими требованиями и стандартами.
Но при этом у каждого педагога должны быть:
Знания
отлично разбираться в профильной дисциплине, обладать знаниями современных методик преподавания
Заинтересованность
быть заинтересованным в достижении конкретного результата каждым ребенком
Индивидуальный подход
в зависимости от потребностей, а также индивидуальных способностей и возможностей, уметь находить индивидуальный подход к каждому ребенку
Позитивное мышление
обладать здоровым чувством юмора, при этом быть чутким, толерантным и позитивно настроенным
Не стоит забывать и об обязательной аттестации, которую должен проходить каждый педагог дополнительного образования. Именно она – гарант его успешности и профессионализма.

Повысить уровень своих навыков, помочь найти свой собственный стиль преподавания, узнать о новых методиках, которые предлагает современный педагогический мир – все это можно получить на курсах повышения квалификации.

В заключение

Преимущества дополнительного образования очевидны – это доступность, способность выбора направления, комфортность процесса обучения. При правильной интеграции кружковых занятий в систему обязательного образования, ребенок получает возможность всестороннего развития, открывает для себя новые области знаний, недоступные в школьной программе.

Все это отражается на его личностном, интеллектуальном и психологическом развитии, формирование и становление личности происходит более целостно и многогранно.

Большое значение на формирование и организацию дополнительного образования оказывают педагоги. Именно от их профессионализма, компетентности и нацеленности на результат зависит реализация такого важного и перспективного направления развития, как дополнительное образование детей.