Гаджеты в детском саду: практика внедрения

Дошкольный возраст — это время развития всех способностей и талантов ребенка. В основе мероприятий по развитию ребенка должны лежать игры, художественное творчество, конструирование и коммуникация со сверстниками. Но в современном мире на смену живым играм и творчеству пришли гаджеты. Они используются для обучения и развития ребенка не только дома, но и в детском саду и школе. Давайте разберемся, в каких случаях это уместно и даже полезно, а в каких может навредить ребенку.
По мнению Александра Веракса, российского психолога, специалиста в области психологии развития и возрастной психологии, неограниченное использование дошкольниками и младшими школьниками гаджетов отрицательно сказывается на их когнитивном развитии. Дети, которые в дошкольном возрасте активно взаимодействуют с гаджетами, могут уступать в развитии сверстникам, этого не делающим.
По мнению Александра Веракса, российского психолога, специалиста в области психологии развития и возрастной психологии, неограниченное использование дошкольниками и младшими школьниками гаджетов отрицательно сказывается на их когнитивном развитии. Дети, которые в дошкольном возрасте активно взаимодействуют с гаджетами, могут уступать в развитии сверстникам, этого не делающим.
Почему это происходит?

В процессе онлайн-игры ребенок просто следует ходу игры и старается пройти ее быстрее без принятия решений и без выбора между «плохо — хорошо», «могу — не могу». Это способна дать только реальная жизнь.
По мнению Фридриха Фребеля, основателя первых детских садов и системы воспитания детей, большое место в развитии детей занимает художественная деятельность:
Рисование
Лепка
Аппликация
Музыка и стихи
Обучение детей в детских садах Фребеля построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом (так называемые «дары Фребеля»), куда входили предметы, различающиеся по цвету, форме, величине и по способу действия с ними: вязаные шарики всех цветов; кубы и цилиндры; мячи разных цветов и размеров; куб, разделенный на 8 кубиков; палочки для выкладывания; бумажные полоски для плетения и аппликаций и т.д.
Важным принципом системы Фребеля является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и нашла своих многочисленных последователей. Широкое распространение она получила и в России, где в начале века существовали специальные фребелевские курсы, на которых воспитатели осваивали систему.
В Образовательном центре «Верити» разработан курс повышения квалификации «Педагогическая система Ф. Фрёбеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста», предназначенный для для методистов, учителей, педагогов, руководителей и других ответственных лиц в области организации самостоятельной деятельности дошкольников.
Вы сможете обучиться дистанционно в течении 2-х недель через компьютер или телефон и получить знания и удостоверение установленного образца.
В Образовательном центре «Верити» разработан курс повышения квалификации «Педагогическая система Ф. Фрёбеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста», предназначенный для для методистов, учителей, педагогов, руководителей и других ответственных лиц в области организации самостоятельной деятельности дошкольников.
Вы сможете обучиться дистанционно в течении 2-х недель через компьютер или телефон и получить знания и удостоверение установленного образца.
В результате освоения данной программы Вы получите полное представление о педагогике Ф. Фрёбеля в рамках дошкольной организации, что позволит Вам более эффективно пройти аттестационные испытания, повысить свой квалификационный уровень и достичь более высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Подробности на сайте Верити.рф.
Вернемся к вопросу о гаджетах взамен офлайн игр. Практика показала, что виртуальные игры развивают только отдельные навыки. Например, в дефектологии гаджеты могут оказаться полезными, становясь инструментом решения определенной задачи. Современные специалисты-дефектологи используют мобильные и планшетные приложения для коррекционной работы, когда у ребенка «западают» отдельные навыки. Ребенок как бы играет, а при этом происходит необходимая для него работа. Важно помнить, что это должно происходить под контролем и в присутствии взрослого.
Но с помощью it-технологий в дошкольных учреждениях можно решить и другие задачи. К примеру, составить нормотипичные профили детей. Система дошкольного образования меняется и все больше детей приходят в детский сад впервые в возрасте до 3-х лет. С помощью специальных образовательных платформ разрабатываются нормотипичные профили детей.
Они позволяют легко проверить, что должен уметь ребенок в его возрасте, и в соответствии с этим эффективно организовать учебный процесс. В каждом возрастном профиле можно оценить количественные и качественные показатели мышления, памяти, внимания, воображения, речевых и коммуникативных навыков, на основании которых система описывает «портрет» ребенка.
В России в 2019 году запущена программа по разработке и апробации инструментария проведения мониторинга реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Экспериментальными площадками по этой теме стали более 100 дошкольных учреждений России, из них 15 — в Самарской области.
30 июня завершился первый этап эксперимента в детском саду № 119 ОАО «РЖД» города Самара. В течение года 16 педагогов разрабатывали электронные диагностические карты — так называемые психологические портреты ребёнка. В их основу лёг ежедневный мониторинг развития детей, охватывающий все виды их деятельности — познавательную, игровую, двигательную, речевую, творческую и коммуникативную.
Наблюдение велось за 180 детьми в возрасте от трёх до семи лет. Педагоги собирали и обобщали сведения по каждому ребёнку. Деятельность детей оценивалась по нескольким показателям, которые сохранялись и анализировались в базе данных платформы. Эти данные призваны помочь воспитателю разрабатывать занятия, вариативно планировать образовательный процесс, ориентируясь на психологический портрет развития каждого ребёнка и всей группы.
В Москве в детских садах используется мобильное приложение «Дневник Московская Электронная Школа», с помощью которого родители могут в несколько кликов посмотреть состав и калорийность всех подаваемых в детском саду блюд или узнать, в какие часы ребенок спит, играет и учится. Кроме того, в сервисе можно сообщить воспитателям о том, что ребенок будет отсутствовать в группе в тот или иной день.
Информационные технологии врываются в нашу жизнь и помогают нам в развитии детей, но главными остаются игры на свежем воздухе, живое общение и развитие творческих способностей детей через рисование, лепку, пение и другие занятия.

Это был Образовательный центр «Верити». Мы рады делится с Вами новостями и быть Вам полезными. Увидимся в новом выпуске новостей! До новых встреч.