Университеты третьего возраста в России и за рубежом

Чувство одиночества, изоляция, негативное отношение к собственному возрасту и социальному статусу – проблема 70% российских пенсионеров. И это не обязательно связано с низким экономическим уровнем поддержки пожилых, как принято считать. Таковы российские исторические и семейные традиции.

Но поддерживать активность пожилых необходимо. Именно поэтому все большую популярность и развитие приобретают Университеты третьего возраста. Как же реализуется эта технология в России и за рубежом?

Роль геронтообразования в современном обществе

Геронтообразование – это социальная технология, которая направлена не только на обучение пожилых, но и на подготовку кадров для работы с этой категорией. Основной мировой тенденцией в этом направлении является создание Университетов третьего возраста. В России технология активно внедряется в последние годы на базах КЦСОН. Однако история подобных образований в мире насчитывает уже несколько десятилетий.

Первый институт образования пенсионеров был основан еще в 1962 году в Нью-Йорке. Уже тогда общемировая тенденция к старению населения стала актуальной. И именно с этого момента ведет отсчет современная система образования для пожилых.

Развитие этой сферы привело к формированию двух основных моделей Университетов третьего возраста.
1
Континентальная, в которой Университеты образуются как структура на базе других образовательных учреждений и организаций (или КЦСОН, как в России).
2
Британская. В этой модели образование рассматривают как отдельную структурную единицу. Пожилые сами могут организовывать занятия, делиться опытом и знаниями. Уже к 1995 году в Великобритании существовало 266 подобных университетов.
Специфика обучения пожилых имеет свои особенности. Университеты третьего возраста направлены не на приобретение профессиональных навыков. Их цель – удовлетворение потребности в общении, обучение навыкам самопомощи, освоение современных информационных технологий.

Развитие образования для пожилых

Развитие образования для пожилых на сегодняшний день на довольно высоком уровне в Великобритании, Польше, Германии, Франции, Голландии, Японии и Америке. Для российского общества Университет третьего возраста – относительно новое явление. Первые попытки такой работы начали внедряться приблизительно с 1995 года, а их организация больше напоминала клубную работу.

Сейчас направление активно развивается на базах КЦСОН. Во многих регионах проводятся исследования, их результат позволяет говорить: наши граждане пожилого возраста хотят учиться, общаться и жить полной жизнью. Однако, в целом, отношение к старости отличается от того, как смотрят на этот процесс за рубежом.

Ниже приведена сравнительная таблица об отношении к пожилым в разных странах.
Сравнительные данные говорят о том, что геронтообразование хорошо развито в странах зарубежья во многом благодаря отношению общества и позитивному восприятию пожилого возраста. В России же эта социальная технология начала активное развитие по зарубежному образцу только сейчас. Это связано не только с социокультурными, но и с историческими реалиями страны.

Цели геронтообразования в России

Еще совсем недавно образование для пожилых было связано с объединениями по интересам. Сейчас образование пожилых – это именно университеты, где, в идеале, преподают специально подготовленные кадры.
Цели, которые реализуют Университеты третьего возраста:

  • Подготовка к пенсии и переходу на новый возрастной этап. Это специфика именно российских Университетов третьего возраста. Период выхода на пенсию воспринимается как конец собственной активной жизни. Многие пенсионеры полностью посвящают себя детям и внукам, полагая, что это единственный путь быть полезными, ограничивают социальные контакты и т.п. Задача геронтолога – показать все стороны общественной жизни, в которой может быть задействован индивид, найти для него интересные направления саморазвития.
  • Приобретение новых знаний. Исследования на базах КЦСОН говорят о том, что пожилые хотят учиться. В сферу их интересов входят: информационные технологии, медицинская самопомощь, правовые основы, психология, различные виды искусствотерапии и ЛФК.
Поддержание социального статуса. Пожилые граждане признаются, что посещают подобные университеты, так как хотят находиться среди сверстников. Задача Университетов сводится к налаживанию контактов, приобретению новых знакомств и личной жизни.

Все эти направления активно реализуются на базах КЦСОН, психологических и социальных центров, региональных отделений и объединений пенсионеров России. Потому можно говорить, что наша страна активно внедряет опыт зарубежных коллег. Однако число вовлеченных в образовательный процесс пенсионеров пока остается невелик – менее 1%. Будем надеяться, что вскоре эта цифра возрастет в десятки раз, а видение старости в нашей стране изменится на более позитивное.

Спасибо за внимание и хорошего Вам дня!
Хорошего дня!
Если для Вас актуальны курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации для руководителей социальных организаций - пройдите по ссылке: