Кто прячется под личиной социального работника? Профилактика социального мошенничества

«Мне позвонила женщина с приятным голосом, представилась работником «собеса». Сказала, что, мол, мне от государства путевка в санаторий полагается за боевые заслуги и она придет ко мне, чтобы этот вопрос обсудить…»
Так началась история обмана Федора Р., ветерана Великой Отечественной войны из Ярославля. Но, увы, закончилась она печально – мошенник под видом социального работника проник в жилище доверчивого пенсионера и обманным путем выманил сбережения, которые тот откладывал на похороны.

Такие случаи не редкость. С ними сталкиваются специалисты социальных служб по всей стране. Задача служащих социальных организаций – информировать подопечных о том, с какими ситуациями они могут столкнуться и как действовать. Потому в этой статье поговорим о таком явлении, как социальное мошенничество.

Чего хотят «социальные работники»?

Основными объектами мошенников являются пожилые люди. Они доверчивы, а потому являются легкой «добычей». Ситуации, которые «инсценируют» нечистые на руку «социальные работники» могут быть разными. Вот лишь некоторые из случаев.
1
Жертве сообщают о срочном обмене денег. Убеждают, что издан официальный указ, действуют специальные программы обмена для пенсионеров («на дому»). В результате, сбережения пожилых меняют на фальшивые деньги. Предлог «срочного обмена» может быть любым (например, в связи с Олимпиадой нужно срочно менять рубли на евро).
2
Льготные товары. В категорию таковых попадают продукты, лекарства, медицинские приборы, путёвки, одежда. Мошенники могут даже продать что-то из продуктов по выдуманной ими акции, итогом которой становится выманивание денег. «Благодетели» просят пенсионера составить список необходимых товаров и берут немалый задаток.
3
Выставки боевых наград. Под предлогом выставки в музее под расписку у ветеранов забирают боевые награды.
4
Перерегистрация льгот и социальных выплат. Злоумышленники приходят к одиноким инвалидам, пенсионерам и другим льготным категориям граждан. Для перерасчета льгот или перерегистрации пенсий им предлагают заменить удостоверение, воруют сбережения.
Обратите внимание!

Как правило, мошенники знают все о своих «жертвах». У них есть база номеров и вся информация – о боевых наградах, достижениях и многом другом. Они могут предъявлять удостоверения и иные подтверждающие документы. Донесите эту информацию до сотрудников и потребителей услуг.

Продажа БАДов – сложные схемы

Один из наиболее популярных сегодня видов социального мошенничества. Он активно использует не только личный контакт с человеком, но и Интернет. Суть «метода» в том, чтобы по завышенной в десятки раз цене продать лекарство-панацею, которое, как правило, является самой дешевой БАД.

Схемы реализации такого товара разные. В Москве в 2015 году одна из группировок использовала следующую: по радио запускали рекламу об акции в частном медицинском центре, затем звонили пенсионерам и предлагали пройти обследование. У пациента находили множество болезней, от которых предлагали исцелиться с помощью чудо-средства, стоимостью в десятки тысяч рублей.

Но и этим мошенники не ограничивались. Через некоторое время происходил повторный обзвон. Пострадавшим говорили о том, что они стали жертвами мошенников. Потраченные деньги можно вернуть, но нужно заплатить страховой взнос. Таким непростым способом удалось «выманить» 10 млн. рублей.

Также панацею предлагают и в сети Интернет. Один из способов продвижения такого «лекарства» - сайты-прокладки (вирусные баннеры на сайтах из разряда «Гипертонию можно вылечить за 3 дня, если…»). На них от лица знаменитых врачей или обычных людей (которым, якобы, помогло) пишут истории о том, как рекламируемое средство произвело революцию. С такого сайта ссылки ведут туда, где средство можно купить. При этом могут использоваться такие слова, как «лечит», «вылечить», «лекарство» - определения, которые не относятся к БАД по закону.

Профилактическая работа на базе КЦСОН

Задача специалистов, которые обслуживают граждан на дому – донести им информацию о различных схемах мошенничества. Некоторые КЦСОН для этой цели разрабатывают информационные баннеры и раздают их гражданам.

Какую же информацию важно донести до подопечных, чтобы они не попались на уловки псевдосоциальных работников?

  • Социальные работники ходят только в рабочие часы, у них есть удостоверения.
  • За каждым нуждающимся в услугах закреплен определенный специалист. В случае его увольнения или болезни, потребитель услуг будет официально проинформирован.
  • Социальные работники ничего не продают и не спрашивают о материальных ценностях.
  • Вся интересующая личная информация у сотрудников социальной организации есть. Они не звонят и не уточняют личные данные.
  • Социальный работник не имеет право свободно перемещаться по жилищу или требовать какие-либо подписи.

Также важно сообщить о том, какие схемы мошенничества существуют. Сообщите телефон вашей организации, чтобы граждане могли позвонить и уточнить информацию о визитах сотрудников. Проинформируйте о том, куда следует обратиться, если пожилому человеку позвонили «социальные работники» или другие сотрудники государственных организаций.
Помните!

Мошенники целенаправленно собирают базу одиноких, пожилых людей. Они владеют информацией о жертве, потому пенсионеры им доверяют. Задача руководителя – поддерживать репутацию социальной организации и заботиться о потребителях услуг.
Хорошего дня!
Если для Вас актуальны курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации для руководителей социальных организаций - пройдите по ссылке: