Технологии профилактики выгорания в системах социальных служб

«Как только я пришла работать по специальности, я, как и, наверное, все «новички», изо всех сил стремилась стать хорошим специалистом. Я до конца выслушивала историю каждого своего клиента, искренне сопереживала. Уходила с работы и продолжала «переваривать» свой рабочий день: что сделала, чего не сделала, как я могу еще кому-то помочь. Я очень расстраивалась из-за сложных ситуаций, с которыми мне приходилось сталкиваться и… очень скоро поняла, что больше нет сил работать с людьми. Я настолько «закопалась» в их жизнях, что напрочь забыла о своей. Меня раздражают истории их героических родственников, я больше не хочу слушать о том, как подорожали лекарства и хочу уволиться…»

Н.А. Дорофеева, социальный работник
Именно так выглядит эмоциональное (профессиональное) «выгорание» – одна из самых насущных проблем личностно-ориентированных профессий. А социальную работу по степени эмоциональной отдачи можно смело поставить в ряд с такими специальностями, как врач, сотрудник МЧС или военнослужащий. Вот почему руководителю социальной организации важно организовать систему профилактики этого явления.

Как помочь своим коллегам «не сгореть» и уберечь организацию от потери ценных кадров? Поговорим об инновационных технологиях здоровьесбережения и профессиональной гигиены.

Как помочь коллективу любить свою работу?

«Еще в ВУЗе меня научили очень хорошему приему, который помогает мне и по сей день бороться со стрессом на работе. Один наш преподаватель говорил: если вы понимаете, что клиенту просто нужно выплеснуть на кого-то гнев, представьте себе озеро. Тихая вода, вокруг ни единой души… Вот у берега качается на волнах лодка. Мысленно посадите в эту лодку вашего обидчика и отправьте его поплавать. И вы увидите, как он удаляется все дальше и дальше, и вот уже совсем скрывается в утреннем тумане».

Е. Р. Кондрашова, специалист социальной работы
Действительно, при подготовке кадров для работы в социальных учреждениях важная роль отводится вопросу здоровьесбережения. Каким же технологиям будет полезно научить работников и включить в программы профессионального выгорания?

Профессиональная адаптация

Часто первый стресс, связанный с социальной работой, у новых (да и не только) сотрудников возникает из-за полного крушения ожиданий. Специалист, по своей натуре, верит в позитивные изменения, результаты своего труда. Однако часто получается так, что клиент использует эти результаты в корыстных целях, то есть в кабинете специалиста говорит одно, а делает другое.

Задача руководителя – подготовить своих сотрудников к тяготам практической действительности, а именно к тому, что:
1
Клиенты бывают разные. Не все и не всегда довольны деятельностью специалиста, но это не повод развивать в себе профессиональные комплексы.
2
Не все хотят помощи. Человеку можно помочь лишь с его разрешения и при его желании к переменам.
3
Не все хотят кардинальных перемен. Клиент может убеждать работника в том, что искренне хочет позитивных изменений в своей жизни. Но, фактически, он не готов к переменам и преследует корыстные цели (получить экономические выгоды, защиту прав и т.д.).
4
Нужно уметь найти грань между отсутствием чувств и их избытком. Работник социальной службы должен стремиться помочь и понять ситуацию, но не «проживать» ее.
Специалистов необходимо информировать о причинах, механизмах возникновения и последствиях, которые влекут за собой стрессовые перегрузки. Кроме того, важно пополнять арсенал сотрудников методами снятия стресса. Рассмотрим один из наиболее эффективных – метод релаксации.

Релаксация

Методы релаксации могут быть индивидуальными, как в примере с лодкой, описанном выше, так и групповые в виде тренингов. Желательно, чтобы специалисты активно использовали первые и участвовали во вторых.

К простейшим методам релаксации, которые каждый день следует проводить специалистам, относятся:

  • принятие ванны или душа – вода расслабляет и успокаивает;
  • расслабляющая мышцы гимнастика; музыкотерапия;
  • дыхательная гимнастика и медитация.

Следует проинформировать сотрудников и о сиюминутных методах снятия напряжения, ведь на специалиста часто может «изливаться» негатив со стороны клиента. И, порой, сделать десять глубоких вдохов, выпить воды или мысленно абстрагироваться просто необходимо.

Гигиена профессиональной деятельности

Основана на самосбережении здоровья и построении разумного образа жизни. Эта технологии носит название ортобиотика.
Если рассматривать это направление с точки зрения профессиональной деятельности, то оно включает в себя:

  • равномерное распределение нагрузки;
  • «переключение» сотрудников с одной задачи на другую;
  • разработку профессиональных программ по профилактике «выгорания»;
  • формирование здорового микроклимата;
  • коллективные тренинги и семинары;
  • подготовка и повышение компетенции самого руководителя по вопросам применения здоровьесберегающих технологий.

Ортобиотика учит тому, как правильно и рационально построить свой день, чтобы работа не становилась фактором стресса. Это не только гигиена труда, но и нормальный режим питания, способы повышения стрессоустойчивости и снятия напряжения на рабочем месте, а также методы самодиагностики для предотвращения развития стресса.

В рамках ортобиотики рассматривается не только организация рабочего процесса, но и создание корпоративной культуры, а также мероприятий по сплачиванию коллектива. Одним из таких мероприятий может стать ежедневный сбор, на котором каждый их сотрудников может поделиться опытом или поделиться профессиональной проблемой.

Мотивирование

Важный аспект, формирующий стрессоустойчивость – мотивирование сотрудников. Руководителю следует помнить: каждому сотруднику хочется знать о том, что его труд ценят. Потому не забывайте премировать коллег, вручать им грамоты, поощрять инициативы. Ну и чаще благодарить за работу лично.

Спасибо за внимание!

Надеемся, вам было с нами интересно. Читайте наши новые статьи и не поддавайтесь профессиональным стрессам.
Хорошего дня!
Если для Вас актуальны курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации для руководителей социальных организаций - пройдите по ссылке: