статьи

Как приучить дошкольника к посещению детского сада после длительного перерыва

Посещение детского сада — это отличная возможность дошкольного обучения и развития навыков социализации у детей, а также помощь родителям в их воспитании. Однако, если возникает длительный перерыв в посещении сада (болезнь, отъезд, каникулы и т. д.), то возвращение туда для ребенка может стать действительно стрессовым, ведь адаптивные возможности детей в дошкольном возрасте достаточно ограничены.
  • Чтобы избежать психологических осложнений и обеспечить максимально комфортную адаптацию, необходимо постепенное возвращение ребенка из семьи в дошкольное учреждение: ниже представлено несколько рекомендаций для педагогов.
  • Чтобы избежать психологических осложнений и обеспечить максимально комфортную адаптацию, необходимо постепенное возвращение ребенка из семьи в дошкольное учреждение: ниже представлено несколько рекомендаций для педагогов.

Причины дискомфорта у ребенка

Когда ребенок уже успел отвыкнуть от режима и обстановки детского сада, возвращение обратно вызывает у него внутреннее напряжение, и ему приходится адаптироваться вновь. Причины стресса могут быть разнообразными:
  • маленький возраст
  • смена режима дня
  • наличие собственных привычек, не вписывающихся в ритм детского сада
  • недостаточные социальные навыки
  • иная сформированность игровой и обучающей деятельности
  • малое количество общения с незнакомыми людьми
  • вопросы культуры, гигиены и так далее
Для того, чтобы помочь ребенку как можно скорее привыкнуть к новому ритму жизни, необходимо грамотно действовать и педагогам, и родителям: учитывать психологию ребенка, его особенности и индивидуальные эмоциональные установки.
Рекомендации педагогам
Педагог детского сада — это воспитатель, который контактирует с ребенком от 9 до 12 часов ежедневно, и тем самым играет огромную роль в процессе адаптации. Ниже для сотрудников детских учреждений собрано несколько рекомендаций с информацией о том, как помочь детям легко адаптироваться к детскому сада после большого перерыва.

Принципы воспитания

Одна из причин детского стресса при возвращении в детский сад — это недостаток внимания. За время отсутствия ребенок привыкает, что он у родителей один, и все внимание достается ему. В группе же такого не происходит, и могут начаться переживания из-за этого: очень важно сформировать в группе коллективное сознание, чтобы ребенок не чувствовал себя покинутым, а наоборот — понимал, что он часть чего-то большего.
воспитание в детском саду, воспитатель, дети, дошкольное образование, адаптация, верити, учебный центр, дистанционное обучение педагогов
Одна из причин детского стресса при возвращении в детский сад — это недостаток внимания. За время отсутствия ребенок привыкает, что он у родителей один, и все внимание достается ему. В группе же такого не происходит, и могут начаться переживания из-за этого: очень важно сформировать в группе коллективное сознание, чтобы ребенок не чувствовал себя покинутым, а наоборот — понимал, что он часть чего-то большего.
воспитание в детском саду, воспитатель, дети, дошкольное образование, адаптация, верити, учебный центр, дистанционное обучение педагогов
Для комфортного пребывания детей в группе детского сада и формирования коллективного мышления, обязательно наличие дисциплины — четко выработанного порядка действий в рамках созданных условий.

Вопросы дисциплины

Одно из главных правил хорошей дисциплины — это отсутствие у детей ощущения стесненности и ущемленности их желаний. Выработанный порядок должен восприниматься ими как само собой разумеющееся, иначе высок риск повышения уровня психологического напряжения.
Способы формирования дисциплины в группе:
1
воспитание в детском саду, воспитатель, дети, дошкольное образование, адаптация, верити, учебный центр, дистанционное обучение педагогов
Постоянное общение как с коллективом, так и с каждым отдельным ребенком
Постоянное общение как с коллективом, так и с каждым отдельным ребенком. Воспитатель должен постоянно объяснять ребенку то, что ему непонятно, рассказывать о последствиях определенного поведения, слушать мнение самого ребенка и отвечать на его вопросы. Так формируется осознанность: дошкольник уже вполне может понимать, как следует себя вести, чтобы ему и другим было комфортно.
2
воспитание в детском саду, воспитатель, дети, дошкольное образование, адаптация, верити, учебный центр, дистанционное обучение педагогов
Игры
Очень важно их разнообразие и присутствие воспитательного аспекта: ребенку будет интересно участие, и, в то же время, он будет узнавать что-то новое. Постоянное поддержание интереса позволяет снизить негативные проявления адаптационного периода.
3
воспитание в детском саду, воспитатель, дети, дошкольное образование, адаптация, верити, учебный центр, дистанционное обучение педагогов
Организация
Строгий распорядок дня вырабатывает у детей умение сосредоточиться на определенном занятии и чувство временных рамок, что очень важно для быстрой адаптации, а также правильного роста и развития.
4
воспитание в детском саду, воспитатель, дети, дошкольное образование, адаптация, верити, учебный центр, дистанционное обучение педагогов
Занятия
Дошкольники уже подготавливаются к переходу в более старшую возрастную группу, поэтому для них будет полезным вводить дополнительное обучение. В нем должны оставаться определенные игровые элементы, но это уже должны быть полноценные занятия, которые будут интересны детям и позволят им расширять свой кругозор.
Один из лучших способов поддержания дисциплины в группе — это постоянная заинтересованность детей в предстоящих занятиях и событиях. Педагоги должны сделать все возможное, чтобы созданный порядок вызывал у детей позитивные ассоциации, и тогда проблем с его сохранением не возникнет.
Рекомендации родителям
Для того, чтобы помочь своему ребенку быстро привыкнуть к детскому саду, родители могут совершать следующие действия:
  • 1
    Проявлять интерес к тому, чем ребенок занят в детском саду (это поможет связать у него в голове дом и детский сад, и ему будет легче менять обстановку).
  • 2
    Попробовать поиграть в детский сад дома, чтобы создать позитивные ассоциации.
  • 3
    Чаще гулять с ребенком и проводить время на площадках, в песочницах и с другими детьми. Такое времяпровождение наиболее близко к прогулкам в детском саду, и привычная обстановка пойдет ребенку на пользу.
  • 4
    Поощрять общение и дружеское обращение ребенка со сверстниками.
  • 5
    Следить за формированием привычек ребенка, связанных с личной гигиеной и самообслуживанием. Умение самому поддерживать себя в чистоте и комфорте также снизит уровень стресса.
Необходимо понимать, что в вопросе детского психологического состояния родители играют первостепенную роль, даже если большую часть дня ребенок проводит с воспитателем. Без грамотного родительского участия детям всегда будет сложнее, поэтому не следует воспринимать детский сад как первичный инструмент воспитания: он является скорее вспомогательным, т. к. более значительную часть влияния ребенок получает в домашних условиях.
воспитание в детском саду, воспитатель, дети, дошкольное образование, адаптация, верити, учебный центр, дистанционное обучение педагогов
Необходимо понимать, что в вопросе детского психологического состояния родители играют первостепенную роль, даже если большую часть дня ребенок проводит с воспитателем. Без грамотного родительского участия детям всегда будет сложнее, поэтому не следует воспринимать детский сад как первичный инструмент воспитания: он является скорее вспомогательным, т. к. более значительную часть влияния ребенок получает в домашних условиях.
воспитание в детском саду, воспитатель, дети, дошкольное образование, адаптация, верити, учебный центр, дистанционное обучение педагогов

Возможные ошибки родителей

воспитание в детском саду, воспитатель, дети, дошкольное образование, адаптация, верити, учебный центр, дистанционное обучение педагогов
Иногда сложная адаптация ребенка при возвращении в детский сад может быть следствием ошибок, которые непреднамеренно допускают родители в ходе воспитания. К таким ошибкам могут относиться следующие действия:
воспитание в детском саду, воспитатель, дети, дошкольное образование, адаптация, верити, учебный центр, дистанционное обучение педагогов
Нарушение систематичности.
Например, нерегулярное посещение сада после возвращения из большого перерыва. Не следует пропускать посещения без уважительной причины: дисциплина у ребенка будет снижена, и процесс адаптации может затянуться или даже не наладиться совсем (для ребенка будет стрессом поход в детский сад, если он знает, что мама вполне могла бы и оставить его дома — просто не захотела).
воспитание в детском саду, воспитатель, дети, дошкольное образование, адаптация, верити, учебный центр, дистанционное обучение педагогов
Нарушение систематичности.
Например, нерегулярное посещение сада после возвращения из большого перерыва. Не следует пропускать посещения без уважительной причины: дисциплина у ребенка будет снижена, и процесс адаптации может затянуться или даже не наладиться совсем (для ребенка будет стрессом поход в детский сад, если он знает, что мама вполне могла бы и оставить его дома — просто не захотела).
воспитание в детском саду, воспитатель, дети, дошкольное образование, адаптация, верити, учебный центр, дистанционное обучение педагогов
Внезапное исчезновение при прощании с ребенком утром в саду (особенно актуально для детей младшего дошкольного возраста).
Для того, чтобы снизить уровень стресса, маме не следует пытаться отвлечь ребенка и уйти незаметно, пока тот не видит — это формирует эмоцию недоверия к родителям. Гораздо более действенным будет придумать своеобразный ритуал прощания.
воспитание в детском саду, воспитатель, дети, дошкольное образование, адаптация, верити, учебный центр, дистанционное обучение педагогов
Внезапное исчезновение при прощании с ребенком утром в саду (особенно актуально для детей младшего дошкольного возраста).
Для того, чтобы снизить уровень стресса, маме не следует пытаться отвлечь ребенка и уйти незаметно, пока тот не видит — это формирует эмоцию недоверия к родителям. Гораздо более действенным будет придумать своеобразный ритуал прощания.
воспитание в детском саду, воспитатель, дети, дошкольное образование, адаптация, верити, учебный центр, дистанционное обучение педагогов
Несоответствие режима дня и питания дома и в детском саду.
Если дома сильно нарушен стандартный детский режим, то при возвращении в сад ребенку будет сложно не только на психологическом уровне, но и на физическом: организм будет перестраиваться, что увеличит количество стресса.
воспитание в детском саду, воспитатель, дети, дошкольное образование, адаптация, верити, учебный центр, дистанционное обучение педагогов
Несоответствие режима дня и питания дома и в детском саду.
Если дома сильно нарушен стандартный детский режим, то при возвращении в сад ребенку будет сложно не только на психологическом уровне, но и на физическом: организм будет перестраиваться, что увеличит количество стресса.
В любом случае процесс психологической адаптации при возвращении в детский сад для каждого ребенка индивидуален. Родителям следует помнить об этом и учитывать психологию собственного ребенка, чтобы максимально помочь ему и облегчить стресс. Педагогам же необходимо не только работать с детьми в рамках группы, но и стараться уделить внимание каждому ребенку: услышать его, понять и подбодрить.