статьи

Кризисный менеджмент и мотивация сотрудников в кризисное время

Кризис грозит организациям финансовыми проблемами, утратой позиций, потерей квалифицированных кадров. Нестабильная ситуация влияет на размер доходов, из-за чего деятельность приходится, если не сворачивать, то сокращать. Кризисный менеджмент помогает руководителям найти правильную модель поведения, удержаться на плаву.

Суть антикризисного управления персоналом

В кризис руководители сталкиваются с тремя главными проблемами — неудовлетворенность сотрудников оплатой труда, социально-психологическая напряженность, увольнение специалистов. Задача руководства максимально быстро найти выход из ситуации не в ущерб собственным интересам. Программа вывода организации из кризиса предусматривает наличие жестких, радикальных мер. Нужно удержать, вовлечь в рабочий процесс полезных, ценных сотрудников и безболезненно уволить «ненужный» персонал.
Кризис, коронавирус, мотивация персонала, дистанционное обучение, антикризисные меры, обучение, верити, цифра,
В кризис руководители сталкиваются с тремя главными проблемами — неудовлетворенность сотрудников оплатой труда, социально-психологическая напряженность, увольнение специалистов. Задача руководства максимально быстро найти выход из ситуации не в ущерб собственным интересам. Программа вывода организации из кризиса предусматривает наличие жестких, радикальных мер. Нужно удержать, вовлечь в рабочий процесс полезных, ценных сотрудников и безболезненно уволить «ненужный» персонал.
Кризис, коронавирус, мотивация персонала, дистанционное обучение, антикризисные меры, обучение, верити, цифра,
Программа антикризисных мер предполагает:
  • разъяснение и обеспечение понимания сотрудниками сложившейся ситуации;
  • представление дальнейших перспектив;
  • стимулирование подчиненных на действия необходимые компании — увольнение, переход на другую должность либо измененный режим работы.
  • Кризис порождает панику и неуверенность в завтрашнем дне. Неясность, отсутствие достоверной информации заставляет подчиненных додумывать, придумывать и распускать сплетни. В результате часть персонала увольняется, либо собирается это делать. Положение спасает честная информация от руководителей, разъяснение планов на будущее.
  • Кризис порождает панику и неуверенность в завтрашнем дне. Неясность, отсутствие достоверной информации заставляет подчиненных додумывать, придумывать и распускать сплетни. В результате часть персонала увольняется, либо собирается это делать. Положение спасает честная информация от руководителей, разъяснение планов на будущее.
Информация предоставляется в следующем формате:
  • характеристика и описание сложившейся ситуации;
  • состояние организации при отсутствии антикризисных мер;
  • планы менеджмента по преодолению кризиса, ожидаемые результаты;
  • роль сотрудников в выходе компании из кризиса.
Способ оповещения сотрудников выбирается индивидуально — собрание, личный контакт, обращение по видео, электронная почта. Эффективным является живое общение. Однако сложно реализуется, где штат специалистов больше 100 человек.

Пункты антикризисной программы

Каждая программа уникальная, подбирается индивидуально
В первую очередь нужно вызвать лояльное отношение сотрудников к руководству. В противном случае невозможно будет реализовать антикризисную программу из-за негативного настроя персонала. Каждая программа уникальная, подбирается индивидуально. Невозможно составить один план на все случаи жизни.
Главные пункты антикризисной программы:
  • создание целевых групп для решения проблем;
  • пересмотр системы оплаты;
  • оценка кадрового состава;
  • высвобождение избыточных сотрудников;
  • определение ключевых специалистов;
  • формирование кадрового резерва;
  • пересмотр организации труда;
  • обеспечение информационной поддержки.
При этом персонал нужно мотивировать на дальнейшую работу, иначе ценные сотрудники уволятся.
Кризис, коронавирус, мотивация персонала, дистанционное обучение, антикризисные меры, обучение, верити, цифра,

Антикризисная мотивация

В период кризиса на материальную мотивацию могут рассчитывать только топ-менеджеры, обеспечивающие разработку, внедрение и контроль выполнения антикризисной программы.
Остальных подчиненных «задабривают» нематериально:
  • демонстрация руководства уверенности в своих действиях;
  • сокращение социальной дистанции с подчиненными;
  • наличие харизматичного лидера, в которого верят;
  • поддержание «боевого духа» команды;
  • напоминания о героическом прошлом и совместных достижениях;
  • премия за здоровье (выплата сотрудникам, которые не болеют, выполняют функции в тяжелой ситуации);
  • обучение и наставничество;
  • мастер-классы по повышению квалификации;
  • семинары, собрания для совместного обсуждения текущих проблем;
  • повышение значимости сотрудников путем предоставления возможности участвовать в антикризисной программе.
Задача руководителей — поднять боевой дух и активизировать талантливых работников.

Действенные мотиваторы в период кризиса

При выходе из сложной ситуации основной ошибкой считается сокращение издержек на персонал — увольнение, снижение заработной платы, сокращение рабочего времени, сворачивание обучающих программ, предоставление бесплатного отпуска. Чтобы эффективно преодолеть кризисную ситуацию, нужно решить всего 5 вопросов:
Кризис, коронавирус, мотивация персонала, дистанционное обучение, антикризисные меры, обучение, верити, цифра,
Кто будет преодолевать
Дать возможность проявиться талантливым специалистам. Для этого рекомендуется создать провокационную обстановку.
Кризис, коронавирус, мотивация персонала, дистанционное обучение, антикризисные меры, обучение, верити, цифра,
Что делать
Для талантливого персонала самой сильной мотивацией является возможность решения амбициозных, нестандартных и сложных задач. Специалисты должны сами решить, как им удобнее работать — в команде либо в одиночку. Ведь важен только результат. Другими словами надо поставить цель.
Кризис, коронавирус, мотивация персонала, дистанционное обучение, антикризисные меры, обучение, верити, цифра,
Как преодолеть
Часто подчиненные обладают большими компетенциями и знаниями, нежели руководители компании. Нужно дать возможность людям самим выбирать инструменты.
Кризис, коронавирус, мотивация персонала, дистанционное обучение, антикризисные меры, обучение, верити, цифра,
Когда преодолеть кризис
Нужны конкретные сроки. Все активизируют усилия, когда время поджимает. Поставить подчиненным короткие, но реалистичные сроки.
Кризис, коронавирус, мотивация персонала, дистанционное обучение, антикризисные меры, обучение, верити, цифра,
Ресурсы
Руководитель должен оказывать всяческую информационную поддержку и помощь в поисках необходимых ресурсов. Стать для специалистов экспертом, другом, членом команды.
Кроме этого рекомендуется меньше употреблять в разговоре с персоналом слово «кризис». Это психологический ход.
обучение, курс повышения квалификации, курс переподготовки, Верити, Кризис, коронавирус, мотивация персонала, дистанционное обучение, антикризисные меры

Мотивация сотрудников в кризис в связи с коронавирусом

Ключевыми факторами являются: эффективное руководство, собранность, психоэмоциональная поддержка персонала. Коронавирус принес неопределенность в рабочую и личную жизнь. Руководителям стоит обратить внимание на собственное поведение — сеют они панику либо увеличивают командный дух, повышают уверенность в завтрашнем дне.
Способы, помогающие перейти от паники к созиданию:
  • отсутствие негативных стереотипов;
  • искренняя заинтересованность и активное участие;
  • переход на формат спринтов.
Последний пункт предусматривает разделение крупных целей и задач на более мелкие, легко выполнимые.

Эпидемия коронавируса влечет за собой беспрецедентные последствия. Сможет ли организация преодолеть кризис, зависит в первую очередь, от видений и мировоззрений руководителя.