статьи

Новые рекомендации Минпросвещения по работе с детьми с ОВЗ

статьи

Новые рекомендации Минпросвещения
по работе с детьми с ОВЗ

Минпросвещения дает указания и рекомендации по работе с детьми с ОВЗ. Они имеют право обучаться вместе с другими детьми в обычных образовательных учреждениях. Но это возможно с соблюдением определенных правил. Администрация образовательного учреждения должна создать особые условия для детей с ОВЗ.
Рекомендации для тьютора и ассистента
Одно из обязательных условий — это наличие в штате тьютора или ассистента, который будет помогать ребенку и учителю в организации педагогического процесса. Но это — разные специалисты, у каждого из которых свои обязанности. В приказах Минпросвещения есть разъяснения по организации их работы с детьми с ОВЗ.

Максимальное количество учеников, с которыми может работать один специалист, — 6 человек. Это позволит оказать помощь каждому ребенку с учетом его особенностей. Данная рекомендация касается и тьютора, и ассистента по технической работе.

Тьютор является педагогическим работником, согласно приказу Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н. У него должно быть высшее образование и опыт работы в педагогике не менее 2-х лет. Тьютор занимается организацией образовательной среды:
определяет потребности подопечного;
определяет образовательный маршрут;
адаптирует средства обучения под нужды ребенка с ОВЗ;
разрабатывает учебные планы;
взаимодействует с педагогами, консультирует их;
организует работу с родителями;
занимается образованием подопечного с ОВЗ вне образовательного учреждения.

Тьютор должен уметь критически оценивать результат своей работы и уровня образования, которое получает ребенок с ОВЗ.

К ассистенту по технической работе предъявляют не такие строгие требования. У него должно быть среднее законченное образование и сертификат о прохождении краткосрочных обучающих курсов по профильному направлению. К стажу работы требований не предъявляют. В обязанности ассистента входят:
1
Сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении
2
Помощь в реабилитации
3
Проведение санитарно-гигиенических процедур
Тьютор занимается больше образовательной деятельностью ученика с ограниченными возможностями. Его можно назвать «правой рукой» учителя, потому что он подсказывает ему как правильно организовать образовательный процесс. Ассистент больше помогает ребенку адаптироваться к обучению в школе и создает благоприятную психологическую обстановку для ученика с ОВЗ.
Нормативно-правовая база
К ребенку с ограниченными возможностями могут прикрепить тьютора или ассистента по решению ПМПК. Решение о принятии в штат таких специалистов принимает руководитель образовательного учреждения. Деятельность этих сотрудников регламентируется нормативно-правовой базой.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» и приказ Министерства образования и науки от 20.09.2013 № 1082
    В этих документах описаны условия для получения образования учеников с ОВЗ. Определяют их члены ПМПК.
  • Закон об образовании и приказ Министерства образования и науки от 30.82 013 № 1015
    Закон регламентирует назначение тьютора и ассистента для ученика с ОВЗ. В этих документах указано, что на одного специалиста должно приходиться не более 6 учеников с особыми потребностями.
  • Постановление Правительства от 08.08.2013 № 678 и приказ Минздравсоцразвития от 26.02.2010 № 761н
    В Постановлениях отмечено, что тьютор является педагогическим работником. В этих же документах указаны требования к его квалификации и образованию.
  • Приказ Минтруда от 10.01.2017 № 10н
    В Приказе описан профессиональный стандарт специалиста по образованию и воспитанию детей. Этим же документом регламентируется тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» и приказ Министерства образования и науки от 20.09.2013 № 1082
    В этих документах описаны условия для получения образования учеников с ОВЗ. Определяют их члены ПМПК.
  • Закон об образовании и приказ Министерства образования и науки от 30.82 013 № 1015
    Закон регламентирует назначение тьютора и ассистента для ученика с ОВЗ. В этих документах указано, что на одного специалиста должно приходиться не более 6 учеников с особыми потребностями.
  • Постановление Правительства от 08.08.2013 № 678 и приказ Минздравсоцразвития от 26.02.2010 № 761н
    В Постановлениях отмечено, что тьютор является педагогическим работником. В этих же документах указаны требования к его квалификации и образованию.
  • Приказ Минтруда от 10.01.2017 № 10н
    В Приказе описан профессиональный стандарт специалиста по образованию и воспитанию детей. Этим же документом регламентируется тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.
При принятии тьютора и ассистента руководитель образовательного учреждения должен руководствоваться этими документами. Ведь именно эти специалисты отвечают за реализацию инклюзивных программ.
Должностные обязанности тьютора
Дети с ОВЗ могут обучаться в обычной школе, но для этого им необходимо создать условия в соответствии с их потребностями. И это не только приобретение нужного оборудования, но и создание адаптивных образовательных программ и обеспечение его сопровождения. Поэтому важно, чтобы тьютором был квалифицированный специалист, который знает, как работать с особенными детьми.

Одной из его обязанностей является педагогическое сопровождение, разработка индивидуальных образовательных маршрутов. Чтобы реализовать эту функцию, тьютор должен решать ряд задач:
проведение диагностики учащегося с ОВЗ с целью определить его способности и потребности;
разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
выбор и адаптация педагогических средств для реализации образовательной программы для детей с ОВЗ. Это нужно для индивидуализации обучения;
проведение индивидуальной работы со своим подопечным, чтобы раскрыть его потенциал, поощрить его познавательные интересы;
активное участие в реализации инклюзивных образовательных программ;
совместная работа с родителями детей с ОВЗ или их опекунами для формирования условий для успешной учебы и гармоничного развития личности;
консультационная работа с педагогами и родителями — объяснение и совместное составление плана дальнейшей работы с особенными учениками.

Другой основной обязанностью тьютора является создание среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов, обучение детей с учетом их психо-физиологических особенностей. Чтобы развить возможности своих подопечных тьютор должен решить следующие задачи:
анализ имеющихся педагогических ресурсов в образовательном учреждении, которые помогут в организации учебы во время уроков и в свободное время;
организация и координирование работы сообществ в социальных сетях для информирования родителей и педагогов о достижениях ребенка, консультации по обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ;
создание мер по организации взаимодействия родителей, педагогов с другими специалистами для реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
обеспечение учащимся ко всем образовательным ресурсам, необходимым для реализации учебной адаптированной программы;
создание условий для занятий различными видами деятельности.

Тьютор является связующим звеном между педагогами и родителями ребенка с ОВЗ. Не всегда учителя знают, как правильно выстраивать образовательный процесс таких учеников. Тьютор знает об их психофизиологических особенностях и о том, как правильно адаптировать школьную программу. Он должен консультировать всех участников образовательного процесса по всем вопросам инклюзивного обучения.

Из этого вытекает третья из главных обязанностей тьютора — это организационно-методическая работа. Этот специалист принимает активное участие в разработке адаптированных программ, отслеживает их реализацию. Чтобы реализовать эту рабочую функцию он должен:
  • Находить, анализировать и обрабатывать методические рекомендации для создания адаптированной образовательной программы.
  • Обеспечить взаимодействие между специалистами для реализации учебного плана с учетом психофизиологических особенностей учеников.
  • Контролировать и оценивать выполнение адаптированных школьных программ, индивидуальных образовательных маршрутов.
  • Консультировать всех участников образовательного процесса по всем методическим вопросам.
  • Находить, анализировать и обрабатывать методические рекомендации для создания адаптированной образовательной программы.
  • Обеспечить взаимодействие между специалистами для реализации учебного плана с учетом психофизиологических особенностей учеников.
  • Контролировать и оценивать выполнение адаптированных школьных программ, индивидуальных образовательных маршрутов.
  • Консультировать всех участников образовательного процесса по всем методическим вопросам.
На основе его должностных обязанностей можно сделать вывод о том, что тьютор является педагогическим сотрудником. Он принимает активное участие в образовательном процессе, а не просто сопровождает ученика с ОВЗ. Поэтому к его квалификации предъявляют высокие требования.
Должностные обязанности ассистента по оказанию технической помощи
Деятельность этого специалиста также регламентируется профессиональным стандартом, утвержденным Приказом Минтруда от 12.04.2017 от № 351н. Соискатель на вакансию ассистента должен соответствовать следующим требованиям:
среднее полное образование;
прохождение курсов по обучению или профессиональной переподготовке по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Требований к стажу работы нет, в отличие, от тьютора. Должностные обязанности ассистента по оказанию помощи в учебе, самообслуживании лицам с ОВЗ, следующие:
  • Постоянное сопровождение ученика с ограниченными возможностями в образовательное учреждение.
  • Помощь своему подопечному в передвижении по школе или детскому саду, информирование о расположении кабинетов и расписания.
  • Оказание помощи в коммуникации со сверстниками, педагогами, в том числе, с использованием технических средств.
  • Помощь в использовании детьми с ОВЗ средств для реабилитации и обучения.
  • Помощь в организации рабочего места, подготовке учебных материалов и канцелярских принадлежностей.
  • Помощь в самообслуживании и проведении санитарно-гигиенических процедур.
  • Постоянное сопровождение ученика с ограниченными возможностями в образовательное учреждение.
  • Помощь своему подопечному в передвижении по школе или детскому саду, информирование о расположении кабинетов и расписания.
  • Оказание помощи в коммуникации со сверстниками, педагогами, в том числе, с использованием технических средств.
  • Помощь в использовании детьми с ОВЗ средств для реабилитации и обучения.
  • Помощь в организации рабочего места, подготовке учебных материалов и канцелярских принадлежностей.
  • Помощь в самообслуживании и проведении санитарно-гигиенических процедур.
Когда к ребенку прикрепляют тьютора и ассистента
Родители не смогут самостоятельно потребовать предоставить им тьютора или ассистента по оказанию технической помощи. Это решение принимает ПМПК. В случае его отсутствия, члены ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) школы могут принять решение о предоставлении тьюторского сопровождения или прикрепления ассистента к ребенку с ОВЗ:
на время адаптации ребенка в образовательном учреждении;
на ограниченный промежуток времени;
на постоянной основе.

Также члены ПМПк могут отменить свое решение о предоставлении тьюторского сопровождения или прикрепления ассистента, в случае положительной динамики развития ребенка. Если ранее в сопровождении было отказано, это решение может быть пересмотрено в случае затруднений в адаптации или освоении школьной программы. Но если не удается создать подходящие условия для адаптации, родителям может быть предложено выбрать другое учреждение, более подходящее развитию ребенка.
Образовательная организация имеет право самостоятельно составлять штатное расписание. Также администрация может нанимать сотрудников и подписывать с ними трудовые договора, и расторгать их по желанию специалиста или за невыполнение его условий. Если у педагога не хватает квалификации, руководство может отправить их на дополнительное обучение.
Если по решению ПМПК ребенку назначено тьюторское сопровождение, администрация школы или детского сада должна принять на работу этого специалиста. Руководство должно создать условия для работы тьютора и ассистента по оказанию технической помощи:
составляет список всех учеников, нуждающихся в этих специалистах;
в индивидуальном порядке нужно определить количество учеников, которыми будет заниматься тьютор или ассистент. Также решают сколько часов будет отведено для сопровождения и содержательную сторону услуги.

Поэтому перед началом учебного года администрация образовательного учреждения должна подготовить план и содержание работы тьютора или ассистента. Это позволит создать комфортные условия для адаптации ребенка с ОВЗ.

Со специалистом подписывают трудовой договор о принятии его в штат. Или это может быть внутренний сотрудник, соответствующий всем требованиям. Тогда составляют трудовой договор с замещением. Также могут привлечь к работе внешнего специалиста, подписав с ним аналогичный договор. Иногда организации обмениваются специалистами — это называется сетевое сотрудничество. Но это возможно, если они оказывают педагогические или медицинские услуги. Решение о принятии в штат тьютора и ассистента по оказанию технической помощи принимает директор образовательного учреждения.