У Вас есть вопрос?
Оставьте свои контакты и кратко опишите Ваш вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Click to order
Cart
Total: 
Ваше Имя
Ваш Email
Номер Вашего телефона
статьи
Инклюзивное образование - проблемы и решения
Человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отличается частичными или общими физическими, психическими или сенсорными ограничениями, и могут находиться в таком состоянии постоянно или временно.

Чтобы инвалиды не стремились к изоляции и не занижали свои способности, важно развивать этот психологический аспект с самого раннего детства.
В силу состояние здоровья детям-инвалидам требуются особые методы обучения и воспитания.
Многие нарушения не являются барьером между ребенком и окружающим миром. Если у ребенка есть незначительные отклонения здоровья, то при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием.

Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, обучаться тем же предметам, что и их ровесники, не ограничивая круг их общения.
Основная задача инклюзивного образования – социализация детей-инвалидов.
Чтобы особенные дети могли учиться в обычных школах, требуется стандартная адаптированная программа, которая учитывала бы не только потребности детей-инвалидов, но и позволяла им развиваться в обществе здоровых детей. А для этого необходимо обязательно создание специальных условий.
Шесть основных принципов инклюзивного образования

1
Ценность каждого человека неоспорима, независимо от способностей и физических возможностей

2
Каждый человек имеет право на общение

3
Каждый человек способен мыслить и чувствовать

4
Настоящее образование можно получить только при построении качественных взаимоотношений в контексте ребенок-педагог

5
Прогресс в том, что человек может, а не в том, чего не может

6
Разнообразие помогает человеку развиваться всесторонне

Плюсы инклюзивного образования

Изменение отношения
к людям-инвалидам
Развитие личных и социальных навыков детей
с ОВЗ
Развитие равных прав
и возможностей
Развитие общественной толерантности
Различие между людьми рассматривается как ресурс


Что мешает полноценной организации инклюзивного образования

Люди
недостаток знаний, страх, предубеждения, конкуренция, стереотипность мышления
Материальное
нехватка денежных средств и оборудования, неравномерное распределение ресурсов
Информация
отсутствие доступа к зданиям, слабая социальная политика, отсутствие опыта
Три этих направления образуют комплекс общих проблем, которые и создают ряд сложностей в организации и осуществлении инклюзивного образования.
Ограниченная доступность инклюзивного образования
Низкий процент школ с инклюзивным образованием по сравнению с обычными общеобразовательными учреждениями
Отсутствие преемственности образования
После окончания школы дети-инвалиды не могут продолжать образование в высших учебных заведениях.
Недостаточное материально-техническое оснащение
Не все общеобразовательные учреждения оборудованы по нуждам детей с ОВЗ
Недостаток специализированных педагогических ставок
Тьютеры, сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, дефектологи – очень часто эти позиции просто не предусмотрены школьным штатным расписанием
Недостаточный уровень квалификации
К сожалению, мало педагогов имеют понятие о методиках работы с детьми с ОВЗ, не знают основ специальной психологии
Не объективная оценка знаний учащегося
Очень часто дети-инвалиды получают оценки «из жалости», в силу снисходительного к ним отношения
Отсутствие гибких образовательных стандартов
Несоответствие учебных планов с особыми образовательными потребностям ребенка
Для решения этих проблем необходимо полностью пересматривать систему подходов к организации образовательной деятельности детей с ОВЗ.
Основные направления работы школьного учреждения для полноценного развития ребенка с ОВЗ

Создание группы психолого-педагогического сопровождения
Для изучения особых потребностей детей с ОВЗ и составления индивидуальных образовательных программ, для формирования группы сопровождения.
Постоянный мониторинг и корректировка методов обучения
Внедрении современных методик обучения для полноценного развития ребенка с ОВЗ.
Проведение коррекционно-развивающих занятий
Для повышения мотивации, развития памяти и совершенствования личных качеств.
Регулярный пересмотр учебного плана
Необходимо учитывать динамику развития ребенка, состояние его здоровья.
Работа с семьей ребенка-инвалида
Организация помощи родителям, обучение их доступным приемам оказания помощи, установление обратной связи.
Инклюзивное образование позволяет детям с особыми потребностями получить конкурентоспособную профессию и реализоваться во взрослой жизни.
1. Возможность вхождения в общество
Развитие доступной безбарьерной среды для того, чтобы люди-инвалиды могли посещать места культурного отдыха.
2. Возможность общения с большим кругом людей
Раньше общение осуществлялось только с родственниками или такими же людьми в центрах реабилитации. Инклюзивное образование позволяет людям с ограничениями общаться в том числе и с обычными людьми.
3. Развитие коммуникативных навыков
Общение через тьютерское сопровождение, которое особенно важно на первых этапах обучения и развития социальных навыков.
4. Возможность разбиения учебного плана
Человек с ОВЗ получает возможность осваивать учебную программу в удобном для него темпе, а также совмещать образовательную деятельность с оздоровительными мероприятиями.
Педагог инклюзивного образования
В нашей стране пока не сформирована культура инклюзивного образования – лишь один из пяти педагогов чувствует себя морально готовым к работе с детьми с ОВЗ. У многих педагогов банально не хватает знаний – они не только не знают методов и приемов корректно-развивающего образования, но и не имеют опыта в разработке индивидуальных программ обучения детей с ОВЗ.

Одним из решений проблемы является включение в план развития общеобразовательной организации мероприятий по повышению компетентности педагогического состава.


Основные качества, характеризующие компетентного педагога, работающего с детьми-инвалидами

Профессиональные качества
  • трудолюбие, дисциплинированность, ответственность
  • умение ставить и достигать цели
  • организованность
  • систематическое повышение своего профессионального уровня
  • повышение качества своего труда
Человеческие качества
  • человечность
  • доброта
  • терпеливость
  • порядочность, честность
  • ответственность
  • справедливость, объективность, уважение к людям
  • нравственность, оптимизм
Моральные качества или Милосердие
Способность откликаться на чужую боль, сострадать, прощать, бескорыстно помогать
Вывод
Инклюзивное образование в России имеет свои плюсы и минусы, но при этом является перспективным направлением развития. Оно позволит детям-инвалидам стать полноценными членами общества, реализоваться в выбранных профессиях и не чувствовать себя изгоями.


Все что нужно для реализации этих целей – грамотный подход и компетентный педагогический состав. Если мы будем правильно подходить к образованию особенных детей, то сможем существенно поднять уровень социального развития нашей страны.

Если Вы хотите повысить квалификацию своих сотрудников в области организации инклюзивного и интегрированного образования в школах, предлагаем Вам ознакомиться с нашим новым курсом повышения квалификации «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ».
comments powered by HyperComments
Надеемся, данная информация была Вам полезна!Хорошего дня!
Если для Вас актуален вопрос о профессиональной переподготовке или повышении квалификации для руководителей или педагогов общеобразовательных организаций – пройдите по ссылке:
Читайте наши статьи, посвященные школьной тематике
Показать еще