У Вас есть вопрос?
Оставьте свои контакты и кратко опишите Ваш вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Click to order
Cart
Total: 
Ваше Имя
Ваш Email
Номер Вашего телефона
Статьи

Речевое развитие дошкольников. Организация занятий в младших группах ДОУ

Речевое развитие – это показатель интеллектуального развития ребенка. Поскольку речь это главная потребность человека для взаимодействия с социумом, а также средство реализации себя как личности, трудно переоценить важность этого этапа детского развития.

Развитие речи начинается в дошкольном возрасте, когда происходит активное формирование речевых навыков и умений, и происходит во всех видах деятельности.
Цель – приобретение 4-х речевых умений:
Умение говорить
Умение понимать речь
Умение письменно излагать свои мысли
Умение читать
В каждой возрастной категории решаются разные задачи. В нашей статье мы рассмотрим речевое развитие дошкольников младших групп, а также остановимся на требованиях ФГОС, которые регламентируют реализацию образовательных программ в этой области. Также расскажем о тонкостях и методах эффективной организации занятий по речевому развитию воспитанников.

ФГОС о речевом развитии дошкольников

ФГОС дошкольного образования включает несколько образовательных областей, среди которых и речевое развитие, которое отвечает за формирование навыков речевого общения с окружающими.

ФГОС определяет спектр задач и регламентирует требования к реализации образовательных программ по речевому развитию дошкольников младших групп.

Какие задачи решаются

1. Звуковая культура речи
Это ключевая задача речевого развития. Именно с нее и начинается решение дальнейших задач, осваиваются новые этапы обучения.

Цель задачи:

  • правильно произносить звуки;
  • правильно пользоваться голосовым аппаратом;
  • говорить выразительно и без спешки;
  • тренировать лицевые мышцы, в особенности мышцы нижней челюсти, языка и губ.
Все навыки должны быть освоены и закреплены до 5 лет.
2. Формирование словаря
При формировании словаря ребенка важно не просто произносить как можно больше слов. Все слова, которые произносит и слышит ребенок, должны нести для него смысловую нагрузку, соотноситься с какими-либо образами.

Приемы, направленные на обогащение словаря:

  • демонстрация карточек с названиями;
  • употребление новых слов в сочетании с уже известными;
  • многократное повторение новых слов;
  • пояснения к действиям, предметам, новым явлениям.
3. Слуховое восприятие и развитие слуха
Чтобы правильно говорить, ребенку необходимо научиться слушать и слышать.

Цель развития слуха:

  • различать громкие и тихие звуки;
  • отличать медленную речь от быстрой;
  • обращать внимание на эмоциональный окрас звуков и речи.
    4. Формирование грамматического строя речи
    Грамматический строй отвечает за правильность речи.

    Цель задачи – научить ребенка говорить правильно, обучить следующим навыкам:

    • постановка ударений;
    • склонение слов;
    • использование множественного числа;
    • правильное сочетание слов.
        5. Развитие связной речи и овладение речью как средством общения и культуры
        Связность речи отвечает за умение вести монологи или поддерживать диалог.

        Цель – привить ребенку следующие навыки:

        • понимать речь взрослых;
        • грамотно изъясняться на родном языке;
        • формулировать ответы на поставленные вопросы.
            В перечень задач также входят развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой и обучение речевому этикету.

            При этом последняя задача, направленная на изучение слов вежливости и приветствия, способы выражения эмоций (сочувствие, радость, печаль), и должна соответствовать культурным особенностям нашей страны.

            Какие требования должны быть выполнены

            При реализации образовательных программ ДО должны соблюдаться следующие требования:

            • ребенок хорошо владеет устной речью, умеет понятно излагать свои мысли;
            • может поддерживать диалог, выражать свои чувства и желания посредством речи;
            • ребенок умеет выделять в словах отдельные звуки;
            • у ребенка формируются предпосылки к освоению грамотности.

            Методы и приемы развития речи

            На сегодняшний день проблема речевого развития дошкольников имеет место быть, поскольку процент дошкольников с речевыми отклонениями не снижается.

            Необходимость овладеть языком в дошкольном возрасте ставит перед воспитателями ряд сложнейших задач, для решения которых необходимы соответствующие навыки и знания методик речевого развития.

            Для достижения необходимого уровня навыка общения применяются различные приемы и методы. Они отличаются большим многообразием форм и направлений, что позволяет не только разнообразить занятия, сделать их более живыми и интересными, но и найти индивидуальный подход к каждой группе воспитанников.
            В качестве средств развития речи могут выступать общение ребенка со сверстниками или взрослыми; изучение художественной литературы или непосредственно занятия по изучению русского языка.
            Выделяют 3 основных метода развития речи.
            1
            Наглядный метод.

            Непосредственное наблюдение
            применяется во время экскурсий, наблюдением за людьми или природой.

            Опосредованное наблюдение используется, когда объекты изучения недоступны для непосредственного наблюдения. В этом случае используется демонстрационный материал – фильмы, картинки, игрушки.
            2
            Словесный метод.

            Этот метод предусматривает изучение художественной литературы. В младшем дошкольном возрасте это чтение, в более старшем – пересказ, заучивание наизусть. Также используют обычную беседу или разные речевые ситуации.

            Поскольку дошкольникам легче усваивать наглядный материал, чтение часто сопровождается демонстрацией иллюстраций.
            3
            Практический метод.

            Цель – закрепить полученные навыки и совершенствовать умения.

            Метод реализуется посредством обычной игры – дидактической, сюжетно-ролевой, инсценировок и словесного творчества. Для проведения таких игр требуются игрушки, костюмы, любой игровой инвентарь или инструментарий.
            Применяя любой из этих методов на практике, необходимо помнить об эмоциональной составляющей. Воспитатель может менять интонацию в голосе, использовать шутливую форму общения, применять игровые поощрения.

            Все это вместе позволит детям чувствовать себя комфортно на занятии, повысит продуктивность и скорость усваивания материала. Чем больше раскрепощен ребенок, тем легче ему будет высказываться, и тем самым совершенствовать свой навык общения.

            Практические советы по организации занятий

            Для того чтобы решать поставленные стандартом задачи речевого развития, важно грамотно подходить к организации занятий.

            Поскольку обучение речи ребенок начинает именно в дошкольном возрасте, в детском саду этому вопросу уделяется очень большое внимание. Часто для детей организуются специальные дополнительные речевые занятия.

            Развитие речевого навыка осуществляется на всех уровнях воспитательного процесса.

            По речевому развитию судят об интеллектуальных возможностях ребенка, о его психическом и личностном развитии, поэтому данное направление является одним из приоритетных.

            Занятие по развитию речи у дошкольников младшего возраста будет продуктивным при соблюдении 5 основных принципов:

            1. выбрана правильная организация занятия;
            2. четко сформулирована тема;
            3. определены цели занятия;
            4. обозначены основные этапы занятия;
            5. правильно подобран лексический и грамматический материал.
            Все обучение должно быть построено в игровой форме, носить развивающий характер, быть оформлено с использованием красочного материала и вызывать исключительно положительные эмоции.

            3 принципа эффективного речевого занятия

            1
            Структура
            Структура занятия во многом определяет его эффективность. Когда есть определенные этапы, ребенок легче усваивает материал, поскольку он преподносится последовательно и по частям.

            Четкая структура занятия также позволяет воспитателю использовать индивидуальный подход к детям со сложностями в развитии, будь то нарушение речи или гиперактивность.

            Любое занятие можно разбить на 3 этапа:

            1. Вводный – освежается в памяти пройденный материал, определяется цель занятия.
            2. Основной – используются основные методики и приемы обучения, стимулируется активное использование речи детьми, решаются основные задачи.
            3. Заключительный – этап обобщения и закрепления знаний. Обычно проводится в игровой или художественной форме.
            2
            Среда
            Чтобы занятие прошло эффективно, необходимо соблюдать несколько простых правил:

            • обеспечить тишину во время занятия;
            • помещение должно отвечать всем требованиям и нормам: быть чистым, достаточно освещенным;
            • демонстрационный материал должен быть удобно расположен по отношению к детям;
            • во время занятия желательно обеспечить дружественную доверительную обстановку.
              3
              Наполнение
              Поскольку требования к речевому развитию ребенка регламентируются федеральными стандартами, при организации занятий по речевому развитию дошкольников младших групп важно обратить внимание на следующие моменты:

              1. Делать упор на качество словарного запаса, а не на его количество. Важно наполнять смыслом и содержанием изучаемые слова.
              2. Заниматься грамматикой не дольше, чем 5-10 минут в день. При этом не следует перегружать детский мозг сложными грамматическими терминами – все занятия проводятся в непринужденной игровой форме.
              3. Не решать на одном занятии сразу несколько задач. Тогда ребенок сможет лучше сконцентрироваться на изучаемом материале.
              4. Не забывать поправлять ребенка во время занятия, исправлять его ошибки.
              5. Обязательно строить занятие, следуя утвержденным принципам и методикам, с целью корректного развития ребенка и его интеллектуальных возможностей.
              Дополнительные рекомендации
              Все воспитатели – это мастера своего дела, однако нет предела совершенству. Эти рекомендации помогут более профессионально подойти к организации занятий по речевому развитию дошкольников младших групп.

              1. Чаще используйте в качестве обучения прием «вопрос-ответ», если у ребенка плохо развита речь, стимулируйте его что-то сказать, описать, показать.
              2. Проявляйте терпение во всех аспектах поведения – повторяйте свои просьбы, задавайте наводящие вопросы, хвалите детей, не ругайте их за неудачи. Всегда помните о своем поведении.
              3. В случае неудачного занятия, проведите его повторно. Но перед этим проанализируйте, из-за чего занятие не удалось – возможно, вы выбрали неудачный демонстрационный материал, и дети его не поняли.
              4. Создавайте благоприятную атмосферу во время занятий – радуйте их неожиданностями, вносите что-то новое и свое, радуйтесь успехам детей.
              При недостаточном уровне квалификации воспитатели могут допускать ошибки при организации занятий.

              Чтобы дети не теряли интерес к занятию и усваивали как можно больше новой информации, необходимо:

              • тщательно изучить методику речевых занятий для правильной организации, а также регулярно пополнять знания в этой области;
              • делать упор на развитие речи ребенка: длительность речевой активности ребенка должна быть больше, чем воспитателя;
              • чаще уделять внимание на занятиях неуверенным и менее активным детям, а также не забывать об индивидуальных особенностях развития каждого ребенка.
              Воспитатель может самостоятельно выбирать форму занятий, в зависимости от своего опыта, возраста ребенка, а также технических возможностей дошкольного учреждения.

              Выводы

              Речевое развитие ребенка является ключевым звеном его успешности в будущем, залог его психологического и личностного развития. Недостаток речевого развития может привести к неуспеваемости ребенка в школе.

              Все ключевые речевые навыки и умения ребенок получает в дошкольном учреждении. Именно поэтому так важно, чтобы воспитатели обладали необходимыми знаниями и уровнем квалификации, чтобы обеспечить выполнение образовательных программ по этому направлению.

              В нашем образовательном центре Вы сможете найти курсы повышения квалификации разной направленности, каждый из которых позволит Вам повысить свои профессиональные навыки. Полный перечень наших курсов Вы можете посмотреть здесь.
              comments powered by HyperComments
              Хорошего дня!

              Если в вашем плане профессионального роста есть пункт «пройти курсы переподготовки (повышения квалификации) для заведующих ДОУ», Образовательный центр «Верити» приглашает
              на обучение. Будем рады видеть вас и ваших коллег в нашей виртуальной аудитории!
              А какие еще технологии и подходы используются в управлении ДОУ?
              Ответ на этот и ряд других вопросов вы можете получить по прохождении курсов переподготовки и повышения квалификации
              «Управление в образовании ДОО».
              Читайте наши статьи, посвященные тематике ДОУ