У Вас есть вопрос?
Оставьте свои контакты и кратко опишите Ваш вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Click to order
Cart
Total: 
Ваше Имя
Ваш Email
Номер Вашего телефона
Статьи

7 современных подходов в управлении системой ДОУ

Управление дошкольной организацией может быть эффективным только тогда, когда все его элементы упорядочены и соответствуют современным требованиям. А последние, как известно, быстро меняются. Работа в инновационном режиме делает необходимым поиск новых решений в вопросах администрирования. Предлагаем вашему вниманию 7 подходов, которые способствуют развитию ДОУ.
Подход №1 – системный
Системный подход в развитии дошкольного образования является основой реализации программы ФГОС. Он предполагает акцент на процесс принятия управленческих решений на каждом уровне организации. Все системы, отделы и звенья в ДОУ связаны между собой коммуникационными каналами, которые позволяют избежать единоначалия в принятии управленческих решений и делать их более эффективными.

Основная задача руководителя организации в рамках данного подхода – обеспечить открытость, адаптивность и развитие образовательной системы в соответствии с принципом системности.
Подход №2 – процессный (функциональный)

Управление ДОУ – это система взаимосвязанных между собой функций, а каждая функция представляет собой серию из определенных действий. Их последовательное выполнение обеспечивает успех деятельности ДОУ. То есть управление представляет собой иерархическую структуру процессов, обеспечивающих функционирование организации.

Функции управления, в рамках этой концепции, следующие:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • делегирование;
  • координация;
  • коммуникация;
  • принятие управленческих решений;
  • формирование кадров;
  • оценка и контроль.

Функциональный подход определяет основы для принятия управленческих решений и способы их реализации.

Подход №3 – интегративный
Его основу составляют знания, умения, навыки и компетенции руководителя, а также кадрового состава. Открытый стиль педагогической коммуникации, партнерское общение между членами коллектива, родителями и воспитанниками создает положительный микроклимат в ДОУ.

Одним из важных требований профессиональных стандартов к педагогическим сотрудникам является коммуникативная компетентность. Однако даже опытные воспитатели сталкиваются с трудностями в построении коммуникационного процесса. Основная из них связана с налаживанием контакта с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Для эффективной организации коммуникаций в работе с детьми и родителями, воспитатели и руководители ДОУ проходят курсы повышения квалификации и переподготовки.
Подход №4 – личностно-ориентированный
Руководитель использует его как в организации образовательного процесса, так и в системе взаимодействия с кадрами.

1. Личностно-ориентированный подход в системе организации ДО

До введения ФГОС дошкольное образование в большей степени было ориентировано на формирование у детей определенный знаний, умений и навыков. Новые стандарты направлены на преодоление учебно-дисциплинарного подхода. Воспитатель сквозь призму личностно-ориентированного подхода рассматривается как наставник, партнер и помощник ребенка. Его задачи – помогать, развивать инициативу воспитанника, что требует оснащения новыми педагогическими методами и технологиями.

2. Личностно-ориентированный подход в управлении кадрами

Основан на учете «человеческого фактора» в дошкольной организации. Для обеспечения эффективной работы сотрудников организации руководитель должен знать о:

  • факторах мотивации сотрудников;
  • удовлетворенности воспитателей условиями труда;
  • сформировавшемся в ДОУ микроклимате;
  • эффективных стилях руководства и т.п.
Выделяют три стиля руководства – либеральный (отсутствие инициативы со стороны руководителя), авторитарный (руководитель – абсолютный лидер) и демократический (управление при взаимодействии с коллегами). Заведующий должен уметь использовать каждый из них в соответствии с ситуацией.
Подход №5 – деятельностный
Рассматривает управление как вид деятельности, включающий следующие компоненты:

  • объект и субъект;
  • мотивация;
  • целеполагание;
  • действия, способы и средства достижения цели;
  • контроль и оценка результатов.

Говоря о категории деятельности, Л.С. Выготский выделяет два ее аспекта в педагогической деятельности: инструментальная структура деятельности и взаимоотношения с другими людьми.
    Подход №6 – ситуационный подход
    Основным принципом управления, согласно данного подхода, является ситуация. То есть управленческие решения руководителя должны опираться на конкретные обстоятельства.

    Ситуационный подход в управлении ДОУ предполагает:

    1. Анализ образовательной деятельности и определение дефектов ее реализации.
    2. Оценка результатов деятельности.
    3. Прогнозирование развития образовательной деятельности ДОУ

    Прогнозирование осуществляется на основании конкретных воспитательных ситуаций с помощью методов педагогической диагностики.

      Подход №7 – управление по результатам
      Управление по результатам предполагает систему, при которой для каждого сотрудника или группы определены показатели результативности. Руководитель и подчиненные ставят цели и задачи деятельности и согласовывают их. Это помогает более осмысленно и целенаправленно подходить сотруднику к собственной деятельности, находить наиболее эффективные способы реализации поставленных целей.

      Управление по результатам осуществляется на трех уровнях:

      • определение миссии;
      • оценка качества и полноты услуг, оказываемых ДОУ;
      • диагностика удовлетворенности родителей результатами деятельности.

      В качестве результатов могут выступать такие целевые показатели, как здоровье, уровень социализации и формирование ценностных ориентиров, уровень развития в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями и др.

      Таким образом, современная система управления ДОУ требует от руководителя комбинированного использования как базовых, так и инновационных подходов в управлении. Применяя их, заведующий ДОУ опирается на принципы эффективной научно-методической деятельности, учета инновационных процессов в образовании, формирования кадрового потенциала, обеспечения условий для реализации ФГОС и др.

        comments powered by HyperComments
        Хорошего дня!

        Если в вашем плане профессионального роста есть пункт «пройти курсы переподготовки (повышения квалификации) для заведующих ДОУ», образовательный центр «Верити» приглашает на обучение. Будем рады видеть вас и ваших коллег в нашей виртуальной аудитории.
        А какие еще технологии и подходы используются в управлении ДОУ?
        Ответ на этот и ряд других вопросов вы можете получить по прохождении курсов переподготовки и повышения квалификации «Управление в образовании ДОО».
        Читайте наши статьи, посвященные тематике ДОУ