статьи

5 этапов перехода на новые ФГОС

статьи

5 этапов перехода на новые ФГОС

В 2020 году Министерство образования планирует ввести изменения в ФГОС начального и основного образования. Президент поручил разработку новых критериев рабочей группе, занимающейся анализом проектов ФГОС. Все учебные заведения с 2021 по 2022 года должны работать по новым стандартам. Придется поменять 5 документов, чтобы правильно организовать образовательный процесс. Но вносить коррективы нужно после принятия новых критериев.
Что будет в новом ФГОС
По плану введение стандартов должно полностью завершиться осенью в 2021 году. Главное отличие нового ФГОС — это конкретизация требований к учащимся. В предыдущем варианте были описаны только общие критерии.
Администрации школ автономно решали, какую образовательную программу они будут использовать. Поэтому было сложно объективно оценить педагогическую деятельность. В новом ФГОС будут прописаны четкие требования к результатам по каждому школьному предмету. Эти изменения должны улучшить современную образовательную систему.
Особенности создания рабочей группы
После принятия изменений в ФГОС, необходимо создать рабочую группу, которая будет заниматься обновлением школьной документации. Специалистам придется решить ряд важных задач:
  • Определить, как лучше изменить ООП и как эффективнее организовать работу на этом этапе.
  • Откорректировать рабочие программы и план проведения внеурочных мероприятий. Чтобы решить эту задачу нужно объединиться методистам и учителям-предметникам.
  • Внести изменения в воспитательный план — за реализацию этой задачи будет ответственен заместитель директора по ВР (воспитательной работе).
  • Пересмотреть график повышения квалификации педагогов.
  • Определить, как лучше изменить ООП и как эффективнее организовать работу на этом этапе.
  • Откорректировать рабочие программы и план проведения внеурочных мероприятий. Чтобы решить эту задачу нужно объединиться методистам и учителям-предметникам.
  • Внести изменения в воспитательный план — за реализацию этой задачи будет ответственен заместитель директора по ВР (воспитательной работе).
  • Пересмотреть график повышения квалификации педагогов.
Все вышеперечисленные задачи нужно решать постепенно, чтобы организовать образовательный процесс в соответствии с новыми критериями ФГОС. Указанные сроки — примерные, администрация школы может менять их с учетом даты принятия новых стандартов.
Первый этап — декабрь, 2020
Первостепенной задачей в обновлении школьной документации является коррекция основной образовательной программы. Этим вопросом должна заниматься рабочая группа. Специалисты должны расписать поэтапно план работы. Они должны обновить следующие разделы ООП:
целевой;
содержательный;
организационный.

Рабочей группе придется внести коррективы в план всех школьных мероприятий. Нужно назначить специалистов, которые будут ответственны за реализацию этой задачи. Должны быть определены сроки ее выполнения.

На данном этапе рабочая группа должна сделать следующее:
составить пояснительную записку для целевого блока ООП;
написать предполагаемые результаты, которые должны быть достигнуты;
создать систему для оценки работы школьников.

Заниматься обновлением содержательного и организационного разделов должны методисты и педагоги-предметники.
Второй этап — январь-февраль, 2021
Еще одни документы, которые придется обновить — рабочие программы. Участники рабочей группы должны объединиться с руководителями методических объединений для обсуждения изменений. Одно из возможных нововведений — другая формулировка оценки к предметным результатам. На втором этапе перед специалистами стоит ряд важных задач:
  • Распределение обязанностей
    Это нужно для обновления всех разделов рабочей программы в соответствии с новыми критериями ФГОС. При этом корректировки не должны противоречить целям и задачам ООП.
  • Мониторинг за ходом работы
    Мониторинг можно разделить на три мини-этапа — стартовый, промежуточный и итоговый.
  • Распределение обязанностей
    Это нужно для обновления всех разделов рабочей программы в соответствии с новыми критериями ФГОС. При этом корректировки не должны противоречить целям и задачам ООП.
  • Мониторинг за ходом работы
    Мониторинг можно разделить на три мини-этапа — стартовый, промежуточный и итоговый.
Требования к результатам школьного образования в новом варианте ФГОС распределили по годам обучения. Во время промежуточной аттестации сотрудники школы должны проводить проверку в порядке, согласно изменениям в ФГОС. Одно из нововведений — тематические модули по дополнительным предметам. Учителя смогут распределить содержание модулей рабочей программы по своему усмотрению. Им придется самостоятельно выбрать какие темы можно пройти в сокращенном варианте, а на какие отвести больше учебных часов.
Третий этап — март-апрель, 2021
С введением обновленного ФГОС, заместителю директора по ВР придется скорректировать план своей работы. Его главной задачей будет разработка новой воспитательной программы. Этот вариант будет заменой двух больших разделов:
духовно-нравственного воспитания и развития;
формирование представлений об экологической культуре и здоровом образе жизни.

Согласно новым требованиям ФГОС, программа станет заменой Программы воспитания и социализации обучающихся.
Четвертый этап — май, 2021
На этом этапе участники рабочей группы будут работать с плановым графиком повышения квалификации сотрудников. Чтобы организовать образовательный процесс в школе согласно ФГОС, недостаточно обновить только ООП. Для этого придется внести изменения в работу по методической поддержке педагогов.

Пересмотр документации по дополнительному образованию учителей находится в компетенции заместителя директора по УВР (учебно-воспитательной работе). Первыми на курсы повышения квалификации следует отправлять кадры, чей профессиональный уровень не соответствует новым требованиям ФГОС.
Пятый этап — июнь, 2021
Завершающий этап работы по обновлению школьной документации — изменение учебного плана и внеурочной деятельности. После принятия нового ФГОС школам придется подкорректировать организационный блок ООП. На этом этапе рабочей группе нужно составить план, схожий с планом второго этапа. В нем должны быть отмечены лица, ответственные за его исполнение, и сроки его реализации.

Чтобы реализовать все новые требования ФГОС, школьной администрации нужно внести изменения в документацию. Адаптировать придется все учебные программы, воспитательный план и график повышения квалификации. Педагоги должны также соответствовать обновленным стандартам. Все это поможет улучшить школьную систему образования и оценить результаты по каждому предмету.

Скачайте готовые образцы документов, в которых синим выделены рекомендуемые для редакции поля:
СКАЧАТЬ План изменений в ООП
СКАЧАТЬ План мероприятий по внесению изменений в рабочую программу
СКАЧАТЬ План мероприятий повышения квалификации
СКАЧАТЬ План мероприятий по внесению изменений в план внеурочек