статьи

Как ограничить доступ детей к запрещенной информации в школьной сети

статьи

Как ограничить доступ детей к запрещенной информации в школьной сети

Чтобы защитить детей от опасной информации, не совместимой с задачами образования, в школах и других организациях должна быть разработана система фильтрации содержимого интернет-ресурсов. Если такой системы нет, образовательное учреждение может быть оштрафовано или может получить судебные иски от прокуратуры. О том, как организовать в своей школе (или другом образовательном учреждении) систему контент-фильтрации и быть готовыми к проверке, говорится в этой статье.

Чтобы организовать работу по ограничению доступа детей к запрещённому интернет-контенту в конкретной образовательной организации, нужно:
  • Выбрать оптимальный способ контент-фильтрации.
  • Обеспечить контроль над работой системного администратора, учащихся и педагогов учебного заведения с различными интернет-ресурсами.
  • Систематически организовывать «профилактические» встречи с учащимися в целях ознакомления их с правилами безопасного пользования интернетом.
  • Выбрать оптимальный способ контент-фильтрации.
  • Обеспечить контроль над работой системного администратора, учащихся и педагогов учебного заведения с различными интернет-ресурсами.
  • Систематически организовывать «профилактические» встречи с учащимися в целях ознакомления их с правилами безопасного пользования интернетом.
Как выбрать способ фильтрации интернет-контента
Отбор и фильтрация небезопасного для учащихся содержимого интернет-ресурсов в учебном учреждении может быть организована двумя способами:
  • На всех персональных компьютерах, которые используются учащимися и педагогами (на каждом отдельная программа по фильтрованию контента).
  • На основном компьютере (школьном сервере), который контролирует доступ в интернет всей локальной сети учебного заведения. Такая фильтрация производится при помощи специальной программы.
  • На всех персональных компьютерах, которые используются учащимися и педагогами (на каждом отдельная программа по фильтрованию контента).
  • На основном компьютере (школьном сервере), который контролирует доступ в интернет всей локальной сети учебного заведения. Такая фильтрация производится при помощи специальной программы.
Фильтровать запрещённый контент на каждом компьютере отдельно — это довольно трудоёмкий процесс. Системный администратор вынужден будет обеспечивать контроль над каждым подключённым к интернету персональным компьютером, который имеется в учебной организации. Кроме того, есть определённый риск: такую фильтрацию может отключить любой пользователь, если он владеет компьютерными навыками и знаком с некоторыми нюансами работы системы.

Установка же на школьном сервере программы-фильтра для отбора опасного контента гораздо надёжнее. Несмотря на то, что использование такой программы потребует от системного администратора специального обучения, более высокой квалификации, работа его будет упрощена: все компьютеры будут защищены сразу. Знать код к программе и иметь его будет только он. И организовывать контроль над доступом пользователей к нежелательным ресурсам будет легче.

Использование программы-фильтра имеет следующие преимущества:
  • Разграничение прав пользования интернет-ресурсами
    Учащиеся и педагоги имеют отдельный доступ.
  • Создание черно-белого списка
    Есть возможность создания белого и черного списков интернет-содержимого.
  • Наличие электронного журнала
    Имеется электронный журнал, где фиксируются данные о работе пользователей. Он создаётся автоматически по результатам отчёта прокси-сервера. Доступ к журналу возможен через интерфейс программы.
  • Разграничение прав пользования интернет-ресурсами
    Учащиеся и педагоги имеют отдельный доступ.
  • Создание черно-белого списка
    Есть возможность создания белого и черного списков интернет-содержимого.
  • Наличие электронного журнала
    Имеется электронный журнал, где фиксируются данные о работе пользователей. Он создаётся автоматически по результатам отчёта прокси-сервера. Доступ к журналу возможен через интерфейс программы.

Обязанности провайдера по применению контент-фильтрации

Провайдер, с которым заключается договор на предоставление услуг интернета, должен каждый день получать данные Единого реестра запрещённых сайтов, блокировать нежелательные ресурсы и обновлять фильтры.

Провайдеры могут не знать и не учитывать возраст интернет-пользователей (это не входит в их обязанности), кроме того, подключиться к интернету можно и при помощи мобильных устройств, таким образом обойдя блокировку небезопасных ресурсов. Потому необходимо подробно обговорить с провайдером и представить в договоре все контент-фильтры, которые рекомендованы Минкомсвязи и Минпросвещения (Методические рекомендации Минкомсвязи от 16.05.2019, Методические рекомендации Минпросвещения от 07.06.2019).

Администрация учебного заведения должна предусмотреть ответственность за плохое выполнение услуги. Если обязанности по блокировке запрещённых ресурсов не выполняются, могут быть предусмотрены штрафы:
должностным лицам — до 5 000 рублей.
юридическим лицам — до 100 000 рублей.
Провайдер, с которым заключается договор на предоставление услуг интернета, должен каждый день получать данные Единого реестра запрещённых сайтов, блокировать нежелательные ресурсы и обновлять фильтры.

Провайдеры могут не знать и не учитывать возраст интернет-пользователей (это не входит в их обязанности), кроме того, подключиться к интернету можно и при помощи мобильных устройств, таким образом обойдя блокировку небезопасных ресурсов. Потому необходимо подробно обговорить с провайдером и представить в договоре все контент-фильтры, которые рекомендованы Минкомсвязи и Минпросвещения (Методические рекомендации Минкомсвязи от 16.05.2019, Методические рекомендации Минпросвещения от 07.06.2019).

Администрация учебного заведения должна предусмотреть ответственность за плохое выполнение услуги. Если обязанности по блокировке запрещённых ресурсов не выполняются, могут быть предусмотрены штрафы:
должностным лицам — до 5 000 рублей.
юридическим лицам — до 100 000 рублей.
Проведение мероприятий по контролю
Для безопасного использования интернет-контента и в целях ограничения доступа детей к запрещённой информации, необходимо контролировать работу образовательной организации по ограничению доступа к вредной информации:
  • Поручить системному администратору установить программу-фильтр и вести журнал учёта пользователей.
  • Назначить ответственного за информационную безопасность и поручить ему контроль над фильтрацией интернет-контента в локальной сети. Результаты заносить в специальный журнал.
  • Систематически проверять журнал учёта.
  • Контролировать использование интернет-ресурсов педагогами и учащимися.
  • При отсутствии школьного сервера установить специальные программы-фильтры на всё оборудование, на котором имеется выход в интернет. Можно установить программы, которые рекомендует Минобрнауки, или приобрести другие программы для фильтрации контента.
  • Уведомить орган управления образованием о программах, установленных системным администратором.
  • Поручить системному администратору установить программу-фильтр и вести журнал учёта пользователей.
  • Назначить ответственного за информационную безопасность и поручить ему контроль над фильтрацией интернет-контента в локальной сети. Результаты заносить в специальный журнал.
  • Систематически проверять журнал учёта.
  • Контролировать использование интернет-ресурсов педагогами и учащимися.
  • При отсутствии школьного сервера установить специальные программы-фильтры на всё оборудование, на котором имеется выход в интернет. Можно установить программы, которые рекомендует Минобрнауки, или приобрести другие программы для фильтрации контента.
  • Уведомить орган управления образованием о программах, установленных системным администратором.

Организация контроля за педагогами

Необходимо предупредить педагогов о том, что самостоятельно отключать систему фильтрации на персональных компьютерах нельзя. Сделать это можно только в то время, когда на территории учебной организации не будет учащихся, которые могут подключиться к школьному интернету. Если педагогу для работы необходимо отключить систему фильтрации, он должен написать докладную записку ответственному за безопасность лицу или администратору учебного заведения и в ней указать причину и срок отключения. Только при наличии письменного согласия можно отключить фильтрацию интернет-ресурсов.

Необходимо предупредить педагогов о том, что самостоятельно отключать систему фильтрации на персональных компьютерах нельзя. Сделать это можно только в то время, когда на территории учебной организации не будет учащихся, которые могут подключиться к школьному интернету. Если педагогу для работы необходимо отключить систему фильтрации, он должен написать докладную записку ответственному за безопасность лицу или администратору учебного заведения и в ней указать причину и срок отключения. Только при наличии письменного согласия можно отключить фильтрацию интернет-ресурсов.

Организация контроля за детьми
Полная фильтрация интернет-содержимого не всегда возможна, так как ресурсы часто обновляются и технические средства теряют свою актуальность. Потому педагоги и системный администратор должны постоянно следить за тем, какой информацией пользуются ученики на уроках. Программы-фильтры, которые предназначенные для блокировки «опасных» сайтов, иногда не корректно справляются со своей основной задачей. Нужно иметь в виду, что иногда блокируется доступ к нужным ресурсам, которые необходимы ученикам и педагогам во время учебного процесса. Поэтому желательно, чтобы в установленной программе была возможность настроить фильтрацию. Если информация окажется полезной и безопасной, фильтрацию можно отключить с разрешения руководителя. Но педагог должен внимательно следить, какими интернет-ресурсами пользуются ученики, какие сайты они посещают.

Необходимо также организовать пояснительную работу с детьми и их родителями в целях ознакомления с правилами пользования интернет-ресурсами в учебном заведении.

Подготовка к проверке

Органы управления образованием или соответствующий отдел прокуратуры вправе проверить, как учебные заведения выполняют обязанности по организации безопасности пользования интернет-ресурсами.

Наиболее часто встречающимся нарушением в разных образовательных организациях является использование учащимися небезопасных интернет-ресурсов:
Органы управления образованием или соответствующий отдел прокуратуры вправе проверить, как учебные заведения выполняют обязанности по организации безопасности пользования интернет-ресурсами.

Наиболее часто встречающимся нарушением в разных образовательных организациях является использование учащимися небезопасных интернет-ресурсов:
  • Сайты, на которых содержатся материалы, пропагандирующие употребление наркотиков и психотропных препаратов. На таких сайтах может находиться информация о том, как можно сделать наркотическое средство в домашних условиях.
  • Сайты, рассказывающие и пропагандирующие деятельность запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ.
  • Сайты, на которых размещены экстремистские материалы (книги, брошюры, стихи и т. д.), входящие в федеральный список Минюста. Если доказано, что в образовательной организации есть доступ к таким сайтам, то дело доходит до штрафа.
  • Порнографические сайты.
  • Сайты, на которых содержатся материалы, пропагандирующие употребление наркотиков и психотропных препаратов. На таких сайтах может находиться информация о том, как можно сделать наркотическое средство в домашних условиях.
  • Сайты, рассказывающие и пропагандирующие деятельность запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ.
  • Сайты, на которых размещены экстремистские материалы (книги, брошюры, стихи и т. д.), входящие в федеральный список Минюста. Если доказано, что в образовательной организации есть доступ к таким сайтам, то дело доходит до штрафа.
  • Порнографические сайты.
Чтобы избежать использования таких материалов подростками и обезопасить их будущее, суды обязывают образовательные организации устанавливать программы-фильтры. Бывают случаи, когда прокуратура подаёт в суд и проигрывает его. Это происходит, например, если невозможно доказать, что интернет-ресурсы содержат запрещенную информацию.

Исходя из всего сказанного, образовательные учреждения обязаны обеспечить безопасное пользование интернетом в своей учебной организации, должны стараться защищать подростков от небезопасного интернет-контента и понимать, что несут ответственность за их будущее.
Чтобы избежать использования таких материалов подростками и обезопасить их будущее, суды обязывают образовательные организации устанавливать программы-фильтры. Бывают случаи, когда прокуратура подаёт в суд и проигрывает его. Это происходит, например, если невозможно доказать, что интернет-ресурсы содержат запрещенную информацию.

Исходя из всего сказанного, образовательные учреждения обязаны обеспечить безопасное пользование интернетом в своей учебной организации, должны стараться защищать подростков от небезопасного интернет-контента и понимать, что несут ответственность за их будущее.