Статьи

Эффективное управление ДОУ.
5 факторов успешного руководителя

Эффективность работы дошкольного учреждения прежде всего зависит от руководителя. От того, как он определит линию развития своего учреждения, каков его стиль руководства. Как он выстроит отношения с коллегами, и каковы будут способы мотивации сотрудников. Какой климат будет создан в коллективе.

Разберемся, какие факторы определяет успешного и эффективного заведующего ДОУ.
Фактор 1. Образование
Без образования сегодня никуда. А чтобы стать заведующим дошкольного учреждения, требуется соответствующая квалификации. Варианта два:

  • высшее профессиональное образование по направлению«Государственное и муниципальное управление»,«Менеджмент» или «Управление персоналом»
  • стаж работы на педагогических должностях от 5 лет
или
  • высшее профессиональное образование
  • дополнительная профессиональная подготовка в области государственного и муниципального управления или экономики и менеджмента
  • стаж работы на руководящих или педагогических должностях не менее 5 лет

Только при наличии такого уровня подготовки современный заведующий обладает необходимыми навыками и компетенциями. Это позволяет ему ориентироваться в своей работе на ФГОС, т.е. отвечать государственным требованиям в управлении ДОУ.

Чтобы повышать уровень своего профессионализма, заведующий:

  • Занимается научно-исследовательской работой.
  • Принимает участие в тематических форумах.
  • Посещает конференции и семинары.
Вывод: настоящий современный руководитель – это результат долгого труда, личностного и профессионального роста, а также регулярное повышение квалификации.
Фактор 2. Законодательство и прочие документы
Для грамотного и эффективного руководства дошкольным учреждением заведующий должен отлично разбираться в законодательстве. В своей работе он должен опираться исключительно на действующую нормативно-правовую базу:

  • Законодательство РФ
  • Конституция РФ
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Нормативные документы, регламентирующие работу ДОУ
  • Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Это далеко не полный перечень необходимой документации. Однако, чтобы быстро реагировать на все изменения, руководитель должен заниматься постоянным мониторингом нововведений в этой области.

Это позволит следить за качеством предоставляемых услуг, отслеживать новые тенденции в подходе к образовательному процессу.

Большой кластер знаний требуется и в области финансов и экономики. Среди качеств современного и эффективного руководителя ДОУ:

  • умение эффективно распределять бюджетные средства
  • рациональное формирование фонда оплаты труда
  • поиск внебюджетных источников финансирования
Фактор 3. Стратегическое управление и продажи
К одной из эффективных систем руководства можно отнести стратегическое управление, а именно:

  • Умение грамотно определять цели развития, устанавливать пути их достижения.
  • Умение находить и обнаруживать основные проблемы в системе управления.
  • Вовремя вносить коррективы и поправки в организацию работы ДОУ.
  • Использовать разносторонние способы воздействия на педагогический коллектив.
  • Уметь обнаруживать скрытый потенциал сотрудников и обеспечивать условия для их раскрытия и развития.

Основная задача руководителя – сопоставить цели и задачи государства и региона с собственными представлениями о развитии ДОУ.

При этом необходимо учитывать экономические, социальные и культурные особенности своего региона.

Использовать в системе управления такие направления, как:

  • стратегический менеджмент
  • сегментацию образовательных услуг
  • различные виды стратегий развития

О рыночных отношениях..


При управлении дошкольным учреждением необходимо учитывать стадии его жизненного цикла, а также проводить постоянный анализ конкурентов на рынке оказываемых услуг.
Образовательные услуги сегодня – это товар. Задача современного руководителя донести эту мысль до сотрудников.
Все просто. Спрос на этот вид товара зависит от качества предоставляемых услуг, т.е. простым языком, от того, насколько качественно выполняют свою работу воспитатели.

Поэтому первостепенное значение должно уделяться обучению персонала и повышению его квалификации. При этом не имеет значения, что это за сотрудник – воспитатель, медицинский работник или повар.
Фактор 4. Заведующий или бизнесмен
Когда дошкольное учреждение – это не только место, где ребенок ожидает возвращения родителей, а центр, где ребенок с радостью проводит время – это хороший детский сад с комплексным развитием ребенка.

Руководитель обязан учитывать:
  • профессиональные возможности воспитателей
  • интересы детей
  • запросы родителей (с точки зрения потребителя услуги).

Как и любой руководитель, заведующий нацелен на оптимальную работу своего учреждения. Здесь важна работа на перспективу.

ВАЖНО:
  • Уметь распознать современные тенденции, оптимально внедрить их.
  • Максимально оптимально определять и ставить задачи на будущее.
  • Находить оптимальные пути достижения поставленных целей и задач, которые будут актуальны не только сегодня, но и в ближайшем будущем.
  • Разбираться в современных технологиях и постоянно внедрять новые инновации.

Бизнесмен – это лидер. Заведующий детским дошкольным учреждением – это лидер вдвойне. Он руководит не только педагогическим коллективом. Он также работает и непосредственно с родителями, в какой-то степени являясь лидером и для них.

Хорошего заведующего определяет уверенность в своих силах. Для коллектива сильный и уверенный руководитель – это психологический комфорт и желание к саморазвитию. Для родителей такой заведующий – это фактор уверенности и безопасности.
    Фактор 5. Психология отношений и коммуникации
    Современный заведующий ДОУ – это превосходный психолог и коммуникатор.

    Полную картину ДОУ можно создать только через непосредственное общение с коллективом, родителями и воспитанниками. Только так можно определить возникающие проблемы и максимально быстро и эффективно их решить.

    Заведующий должен отлично разбираться в людях, чтобы выстраивать ровные деловые отношения со всеми. Его характеризует стрессоустойчивость и эмоциональная уравновешенность. Это позволяет:

    • Максимально эффективно разрешать конфликты.
    • Подбирать нацеленную на результат команду воспитателей и обслуживающего персонала.

    Комфортный климат, который создает заведующий в своем коллективе, отражается на успехах всего персонала. Вот чем должен руководствоваться современный заведующий в своей работе:

    1. Вовлекать персонал в процесс работы и управления
    2. Находить источники индивидуальной мотивации сотрудников к самосовершенствованию
    3. Всегда находить индивидуальный подход в работе с каждым сотрудником
    4. Поддерживать оптимальный благоприятный микроклимат в коллективе
    5. Создавать условия для раскрытия сильных личностных качеств сотрудников
    6. Предоставлять условия развития успеха каждого сотрудника: повышение квалификации, творческое развитие или карьерный рост – каждый сотрудник вправе решать сам.

      ~
      Выводы
      Кто он – современный заведующий ДОУ? Педагог или исследователь? Управленец или стратег? Бизнесмен или психолог? Ответ очевиден – чтобы отвечать всем требованиям современного управления дошкольным учреждением, необходимо совмещать в себе все эти качества. Быть многогранной личностью.

      И если вы хотите оставаться таким руководителем всегда, вас ожидает упорный труд и постоянная работа над собой. Но в конечном итоге, цель ведь благая – воспитание будущего поколения великой страны.
        comments powered by HyperComments
        Хорошего дня!

        Если в вашем плане профессионального роста есть пункт «пройти курсы переподготовки (повышения квалификации) для заведующих ДОУ», образовательный центр «Верити» приглашает на обучение. Будем рады видеть вас и ваших коллег в нашей виртуальной аудитории.
        А какие еще технологии и подходы используются в управлении ДОУ?
        Ответ на этот и ряд других вопросов вы можете получить по прохождении курсов переподготовки и повышения квалификации «Управление в образовании ДОО».
        Читайте наши статьи, посвященные тематике ДОУ