Из-за нестабильности общества в социальной и экономической сфере возникают трудные жизненные ситуации и неадекватные способы их устранения со стороны подростков. Изменяется отношение к семейным ценностям, бытовым фактором, родительскому вниманию. Очень важно проводить профилактику и устранение подобного поведения при помощи адекватных, современных способов.
Новые социальные исследования определили ухудшение психического развития и здоровья подростков: среди них поднимется уровень хронических психологических отклонений, заболеваний, снижается качество обучаемости.
Негативные последствия развиваются из-за влияния следующих факторов:
‣ отстранение подростков от социализации;
‣ агрессия, насилие в обществе, сопровождающееся развитием виктимного поведения;
‣ употребление некоторыми подростками веществ для психической стимуляции;
‣ склонность к суициду;
‣ ранняя половая жизнь;
‣ конфликты между нациями и этносами;
‣ отсутствие тесных взаимосвязей, развитие конфликтов между людьми разных культур и возрастов.
Чтобы минимизировать влияние негативных факторов образовательные учреждения должны разрабатывать новые программы, направленные на:
‣ раскрытие интеллекта и личности каждого обучающегося;
‣ выявление детей из групп риска, для которых характерно суицидальное, девиантное поведение (профилактические меры по предотвращению подобных действий);
‣ своевременная ликвидация буллинга (агрессивное поведение одних членов коллектива против других);
‣ распространение криминальной культуры;
‣ своевременное выявление, предупреждение правонарушений и их распространения среди коллектива.
На данный момент разработана общая концепция в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Необходима:
‣ разработка методов по взаимодействию между подростками и родителями для предупреждения асоциального поведения;
‣ разработка программ по поддержанию разных видов организаций с целью привлечения волонтеров, трудоустройства, духовного воспитания среди подростков;
‣ разработка теоретических и практических концепций по поддержанию здорового образа жизни;
‣ привлечение организаций для отдыха, помогающих минимизировать правонарушения в среде несовершеннолетних;
‣ создание службы медиации в образовательных учреждениях.
Если будет создано комплексное взаимодействие, направленное на сотрудничество педагогов, социальных работников, несовершеннолетних и их родителей, эффект будет значительно выше. Для повышения знаний социальных работников рекомендуется пройти курс
"Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков группы риска". И педагогам будет полезен наш курс повышения квалификации
"Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков группы риска".