статьи

Порядок действий педагогов, социальных работников и родителей при асоциальном и рискованном поведении подростков

статьи
Порядок действий педагогов, социальных работников и родителей при асоциальном и рискованном поведении подростков
Из-за нестабильности общества в социальной и экономической сфере возникают трудные жизненные ситуации и неадекватные способы их устранения со стороны подростков. Изменяется отношение к семейным ценностям, бытовым фактором, родительскому вниманию. Очень важно проводить профилактику и устранение подобного поведения при помощи адекватных, современных способов.

Новые социальные исследования определили ухудшение психического развития и здоровья подростков: среди них поднимется уровень хронических психологических отклонений, заболеваний, снижается качество обучаемости.

Негативные последствия развиваются из-за влияния следующих факторов:
отстранение подростков от социализации;
агрессия, насилие в обществе, сопровождающееся развитием виктимного поведения;
употребление некоторыми подростками веществ для психической стимуляции;
склонность к суициду;
ранняя половая жизнь;
конфликты между нациями и этносами;
отсутствие тесных взаимосвязей, развитие конфликтов между людьми разных культур и возрастов.

Чтобы минимизировать влияние негативных факторов образовательные учреждения должны разрабатывать новые программы, направленные на:
раскрытие интеллекта и личности каждого обучающегося;
выявление детей из групп риска, для которых характерно суицидальное, девиантное поведение (профилактические меры по предотвращению подобных действий);
своевременная ликвидация буллинга (агрессивное поведение одних членов коллектива против других);
распространение криминальной культуры;
своевременное выявление, предупреждение правонарушений и их распространения среди коллектива.

На данный момент разработана общая концепция в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Необходима:
разработка методов по взаимодействию между подростками и родителями для предупреждения асоциального поведения;
разработка программ по поддержанию разных видов организаций с целью привлечения волонтеров, трудоустройства, духовного воспитания среди подростков;
разработка теоретических и практических концепций по поддержанию здорового образа жизни;
привлечение организаций для отдыха, помогающих минимизировать правонарушения в среде несовершеннолетних;
создание службы медиации в образовательных учреждениях.

Если будет создано комплексное взаимодействие, направленное на сотрудничество педагогов, социальных работников, несовершеннолетних и их родителей, эффект будет значительно выше. Для повышения знаний социальных работников рекомендуется пройти курс "Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков группы риска". И педагогам будет полезен наш курс повышения квалификации "Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков группы риска".
Асоциальное поведение — несоблюдение нравственных норм, морали, причиняющее вред окружающим людям и усугубляющее межличностные отношения. Выделяют факторы, приводящие к негативному поведению людей в обществе.
Социальные. В данном случае в окружении ребенка часто показываются негативные примеры социальных действий, жестокости. Подросткам могут внушать, что их действия останутся безнаказанными. Ребенка окружают люди с негативным поведением, пропагандирующие насилие в эмоциональном и физическом плане.

Индивидуально-личностные. У подростков распространено отсутствие критичности к собственному поведению и действиям. Они становятся эмоционально холодными, раздражительными и обидчивыми. Распространена агрессивность. Они подвержены негативному влиянию со стороны окружающих людей. Формируется протест против общества, взрослых людей и их мнения.

Родители должны знать основные правила поведения с ребенком подросткового возраста, адекватного реагирования на его действия:
  • Адекватное проявление чувств
    Родители делают акцент на своих ощущениях по поводу поведения подростка. Нельзя удерживать внимание на его личности. Например, если ребенок обижает животное, требуется объяснить ему, что собаке или кошке становятся больно, она не может защитить себя. Нельзя указывать подростку, что он плохой и неправильный.
  • Правила поведения с ребенком, склонным к девиации
    Такие подростки не могут разделить свое «Я» и поступки. Поэтому они ведут себя плохо, совершают негативные действия. Ему нужно дать понять, что каждый человек может совершить ошибку, это не будет означать, что он аморален.
  • Рассуждение о возможности исправления ошибки
    Ребенок должен знать, что он может извиниться, возместить ущерб, понести иную ответственность.
  • Объяснение последствий, к которым приводит негативное поведение подростка
    Он должен знать, что его действия могут привести к штрафу, временной изоляции, постановке на учет.
  • Поиск лиц, вызывающих симпатию у ребенка
    Форма общения подходит для подростков, которые крайне негативно относятся к попыткам вторжения в личную жизнь. Ищут человека, вызывающего сильную симпатию.
  • Помощь в поиске решения проблемы
    Решить проблемы из жизни подростка можно с помощью работников школы, психологов.
  • Адекватное проявление чувств
    Родители делают акцент на своих ощущениях по поводу поведения подростка. Нельзя удерживать внимание на его личности. Например, если ребенок обижает животное, требуется объяснить ему, что собаке или кошке становятся больно, она не может защитить себя. Нельзя указывать подростку, что он плохой и неправильный.
  • Правила поведения с ребенком, склонным к девиации
    Такие подростки не могут разделить свое «Я» и поступки. Поэтому они ведут себя плохо, совершают негативные действия. Ему нужно дать понять, что каждый человек может совершить ошибку, это не будет означать, что он аморален.
  • Рассуждение о возможности исправления ошибки
    Ребенок должен знать, что он может извиниться, возместить ущерб, понести иную ответственность.
  • Объяснение последствий, к которым приводит негативное поведение подростка
    Он должен знать, что его действия могут привести к штрафу, временной изоляции, постановке на учет.
  • Поиск лиц, вызывающих симпатию у ребенка
    Форма общения подходит для подростков, которые крайне негативно относятся к попыткам вторжения в личную жизнь. Ищут человека, вызывающего сильную симпатию.
  • Помощь в поиске решения проблемы
    Решить проблемы из жизни подростка можно с помощью работников школы, психологов.
Как не надо воздействовать на подростка или ребенка другого возраста:
проявлять физическое или нравственное насилие, так как ребенок будет использовать схожую форму поведения;
применять запрещающие меры воздействия, провоцирующие внутреннюю агрессию и нарастание девиантного поведения.

Важно помнить, что в подростковом возрасте мир воспринимается ребенком иначе. Поэтому взаимодействовать требуется осторожно, исключая любые формы агрессии.
Порядок реагирования педагога и работника социального учреждения на проявление асоциального поведения обучающегося
При взаимодействии с подростком, который проявляет асоциальное поведение, рекомендуется использовать следующую последовательную схему действий:

обсудить с ребенком его поведение, выявить причины с обсуждением самого поступка, а не его личности;
При этом взрослый человек должен регулировать свои эмоции, не выражать агрессию, чтобы выявить точное эмоциональное состояние обучающегося.
объяснить последствия, которые могут возникнуть из-за поступка ребенка: он должен знать, что может потребоваться возмещение морального ущерба, постановка несовершеннолетнего на учет;
проведение разговора педагога или социального работника с родителями, объяснение причины беспокоящего поступка, разъяснение тактики дальнейшего взаимодействия;
если результата и эффекта не возникло, подключают специалистов из других областей, например, социальных работников, психологов, психиатров.

Важно найти правильный подход к подростку, чтобы получить от него отклик, выяснить причины негативного поведения.
Рискованное поведение
Рискованное поведение — проведение подростком опасных экспериментов в сфере его возможностей, которые выражают деструктивное отношение к жизни. Опасность такого поведения проявляется не только в отношении подростка, но и окружающих людей. Это связано с тем, что ребенок стремится познать что-то новое, необычное, создать себя в качестве героя. Он активно ищет себя, хочет самоутвердиться, выделиться среди друзей и сверстников и поэтому в итоге объединяется в группу с такими же индивидами, как и он. В группе, которая оказывает своего рода «поддержку» молодежи намного легче производить негативные действия и вести себя асоциальным образом.
Рискованное поведение не возникает без причины. Для его формирования требуются предпосылки:
  • Социальные факторы
    Наличие среди ближайшего окружения взрослого человека или подростка, склонного к асоциальному и рискованному поведению. Выделение лидера среди остальных сверстников, что провоцирует жесткую конкуренцию. Образование бесконтрольных групп референтного типа. Отсутствие эффекта или недоступность досуговой системы, в которой могли быть заняты подростки.
  • Индивидуально-личностные факторы
    Подросток стремится подражать сверстникам, что порождает дисгармоничность личности. Он хочет получить острые ощущения, высшее место в социальной иерархии, улучшить свой социальный статус.
  • Социальные факторы
    Наличие среди ближайшего окружения взрослого человека или подростка, склонного к асоциальному и рискованному поведению. Выделение лидера среди остальных сверстников, что провоцирует жесткую конкуренцию. Образование бесконтрольных групп референтного типа. Отсутствие эффекта или недоступность досуговой системы, в которой могли быть заняты подростки.
  • Индивидуально-личностные факторы
    Подросток стремится подражать сверстникам, что порождает дисгармоничность личности. Он хочет получить острые ощущения, высшее место в социальной иерархии, улучшить свой социальный статус.
Важно своевременно устранить провоцирующие факторы, чтобы не допустить асоциального поведения.
Порядок реагирования педагогов и социальных работников на рискованное поведение подростков
Своевременно выявляют симптомы рискованного поведения, при которых ребенку потребуется помощь взрослых людей:
постоянное сокрытие ребенком информации о своей досуговой деятельности;
чрезмерно подробное высказывание о своей деятельности среди сверстников;
частое применение сленга и дефектных речевых оборотов (в особенности можно выделить так называемый сленг заключенных). Молодежный сленг к данной категории не относится;
участие подростков в группах, посвященных зацепингу, диггерству, сталкингу, руфингу, употреблению различных веществ и других;
посещение крыш зданий и других опасных мест, угрожающих жизни (возможно появление фотографий или видео в социальных сетях о подобной деятельности);
выявление грязи на одежде, странных запахов, наличия специальных инструментов и камер в портфеле, о которых не догадывались родители.

Педагоги, социальные работники должны придерживаться следующих направлений во взаимодействии с подростком для снижения негативных последствий, выявления причины рискованного поведения:
периодический просмотр социальных сетей ребенка, его друзей и одноклассников;
разговор с другими учителями для выявления указанных признаков, но с сокрытием истинной цели обращения и сбора информации;
разговор непосредственно с ребенком для выявления того, как он проводит свободное время;
выявление интересов у подростка методом наблюдения;
индивидуальная беседа для выявления истинных мотиваций, своевременного обнаружения угроз для здоровья и жизни;
связь с родителями или опекунами для выказывания опасений, собранной информации и разговора для выработки стратегии помощи подростку;
привлечение сторонних специалистов.

При проведении беседы с подростком пользуются следующими правилами:
спокойный, мягкий, доброжелательный тон;
предоставление необходимого ребенку времени для высказывания, принятие эмоций и ощущений, информации об увлечениях для того, чтобы выявить мотивацию основную мотивацию ребенка и создать плана по работе с ним и его семьей;
отсутствие осуждений, нравоучений, агрессивности — ребенку нужно дать понять, что о нем беспокоятся;
передача ребенку информации о рисках административной и уголовной ответственности за поступки.

Чтобы подросток понял меру ответственности, требуется задавать прямые вопросы. Например, напрямую спрашивают, считает ли он свои увлечения опасными, могут ли его поймать за это и осудить.
Трехуровневая модель профилактической работы в образовательной организации
В учреждении для обучения детей должны соблюдаться условия для улучшения жизненных ценностей, стойкости положительной позиции, формирования моральной и нравственной ответственности. Это профилактические меры, улучшающее психоэмоциональное состояние каждого учащегося.

Используют несколько стратегий по предотвращению девиантной формы поведения среди учеников подросткового возраста:
  • Передача информации о формах наркотических веществ, негативно влияющих на здоровье человека
    Должны формироваться социально-психологические мотивации для отказа от подобных веществ. Учитывают восприятие окружающего мира современными подростками. Используют специальные буклеты, инфографики, комиксы, проекты, социальную рекламу. Это наиболее активная форма передачи информации, доступной для подросткового возраста.
  • Социально-поддерживающее поведение
    Социальные работники и педагоги должны создавать правила и традиции в коллективе, молодежных организациях. Например, создают иерархию, устав, ежедневные ритуалы. Они должны помогать в устранении дискриминации, насилия физического и психологического типа, оскорбления среди сверстников, применение грубого и негативного поведения. Это предотвращает появление разных форм девиации.
  • Формирование продуктивных факторов для появления нормального социально-эффективного поведения
    Форма познания, присущая ребенку, может быть использована для направления его активности не в девиацию и негативное поведение, а в нужное русло. Например, если ребенок склонен к демонстрации своего отношения к обучающимся, школьному процессу, его можно привлечь на различные мероприятия в качестве ведущего. Если ребенок склонен к созданию рисунков на стене (граффити), ему можно предложить рисовать комиксы на тему безопасного мышления. Если подросток постоянно использует компьютерные игры, его привлекают к их разработке.
  • Поиск выхода из сложившейся негативной ситуации
    В образовательных и социальных учреждениях существует социальная поддержка в виде психологов. Ребенка должны направить на правильный путь, исключая негативное девиантное поведение и использование наркотических веществ.
  • Передача информации о формах наркотических веществ, негативно влияющих на здоровье человека
    Должны формироваться социально-психологические мотивации для отказа от подобных веществ. Учитывают восприятие окружающего мира современными подростками. Используют специальные буклеты, инфографики, комиксы, проекты, социальную рекламу. Это наиболее активная форма передачи информации, доступной для подросткового возраста.
  • Социально-поддерживающее поведение
    Социальные работники и педагоги должны создавать правила и традиции в коллективе, молодежных организациях. Например, создают иерархию, устав, ежедневные ритуалы. Они должны помогать в устранении дискриминации, насилия физического и психологического типа, оскорбления среди сверстников, применение грубого и негативного поведения. Это предотвращает появление разных форм девиации.
  • Формирование продуктивных факторов для появления нормального социально-эффективного поведения
    Форма познания, присущая ребенку, может быть использована для направления его активности не в девиацию и негативное поведение, а в нужное русло. Например, если ребенок склонен к демонстрации своего отношения к обучающимся, школьному процессу, его можно привлечь на различные мероприятия в качестве ведущего. Если ребенок склонен к созданию рисунков на стене (граффити), ему можно предложить рисовать комиксы на тему безопасного мышления. Если подросток постоянно использует компьютерные игры, его привлекают к их разработке.
  • Поиск выхода из сложившейся негативной ситуации
    В образовательных и социальных учреждениях существует социальная поддержка в виде психологов. Ребенка должны направить на правильный путь, исключая негативное девиантное поведение и использование наркотических веществ.
Комплексные меры обеспечивает первичную профилактику девиантного поведения. Они стимулируют воспитательные элементы в среде, усиление влияния института семьи.

Система профилактики включает в себя следующие факторы:
стимуляция крепких взаимосвязей между родителями и подростками для предупреждения асоциального поведения у учеников;
создание и поддержание молодежных, подростковых организаций, волонтерства;
привлечение подростков в организации для трудоустройства несовершеннолетних лиц;
культурное воспитание, занятие различными видами спорта, пропагандирование здорового образа жизни;
поддержка в духовном и нравственном воспитании подростков;
предоставлении информации о законопослушном поведении несовершеннолетних граждан и передача возможных последствий при нарушении административного и уголовного закона;
развитие и поддержание службы медиации в общеобразовательной сфере.

Вторичная профилактика требуется подросткам, у которых уже ярко выражены девиантные формы поведения. Проводят профилактические мероприятия, предупреждающие негативные и агрессивные ситуации, нарушение правопорядка. Своевременно выявляют подростков, более склонных к девиантному поведению. Для них предлагают педагогов и психологов, социальную помощь для предупреждения первичных правонарушений, употребления наркотических веществ.

Выделяют категории подростков, обучающихся детей, для которых применимы правила профилактики вторичного типа:
дети с девиантным поведением, которые уже поставлены на учет в школьном учреждении;
обучающиеся, находящиеся в СОП.

С помощью профилактики можно решить следующие задачи:
появление мотивации для изменения поведения, отношения к жизни;
формирование социального круга, в котором появляется поддержка и помощь для окружающих;
изменение дезадаптивных форм поведения.

Также выделяют третичную форму профилактики.
Она направлена на подростков, которые употребляют наркотические вещества, нарушают закон, продолжительно используют девиантные формы поведения с негативными последствиями. Функция профилактики направлена на восстановление ребенка в социальной среде, предупреждение рецидива состояния. Чаще профилактические меры используют в специализированных учреждениях. Например, наркологических клиниках.