статьи

Организация деятельности волонтеров в социальном учреждении

статьи
Организация деятельности волонтеров в социальном учреждении
Во время пандемии возросла потребность в помощи волонтеров. Социальные службы с трудом справлялись с увеличившейся нагрузкой. Сотрудникам не всегда удавалось уделить внимание подопечным. Поэтому поддержка волонтеров оказалась своевременной. И главными задачами стали популяризация волонтерского движения и организация взаимодействия с социальными службами.
Причины привлечения волонтеров для работы в социальных учреждениях
  • Есть запрос со стороны социальных учреждений
    Работа соцработников не самая оплачиваемая, поэтому в этих организациях часто возникает нехватка персонала. Также количество нуждающихся в помощи растет, а помощников не хватает. Волонтеры могут «разгрузить» работников социальных служб, взяв на себя выполнение простых обязанностей.
  • Сами подопечные просят привлекать к работе волонтеров
    Причина в том, что сотрудники социальных учреждений лишь формально выполняют свои обязанности. А их подопечным хочется больше общения, человеческого участия с их стороны. Официальные работники ограничены по времени, и они не всегда успевают оказать внимание своим подопечным.
  • Волонтеры — это молодые люди, которые готовы безвозмездно оказывать помощь работникам социальных служб
    Юноши и девушки располагают временем и желанием приносить пользу обществу. Для них это бесценный опыт взаимодействия с людьми и выполнения различных по сложности поручений. Для социальных учреждений это отличная возможность заинтересовать как можно больше людей волонтерской деятельностью.
  • Социальное волонтерство способствует становлению активной гражданской позиции
    Волонтерское движение набирает популярность в России. Во время пандемии вырос спрос на добровольцев, которые были готовы помогать в различных сферах жизни. Это не только доставка продуктов и медикаментов, но и консультирование и общение по телефону, видеосвязи, сбор одежды и других предметов первой необходимости.
  • Есть запрос со стороны социальных учреждений
    Работа соцработников не самая оплачиваемая, поэтому в этих организациях часто возникает нехватка персонала. Также количество нуждающихся в помощи растет, а помощников не хватает. Волонтеры могут «разгрузить» работников социальных служб, взяв на себя выполнение простых обязанностей.
  • Сами подопечные просят привлекать к работе волонтеров
    Причина в том, что сотрудники социальных учреждений лишь формально выполняют свои обязанности. А их подопечным хочется больше общения, человеческого участия с их стороны. Официальные работники ограничены по времени, и они не всегда успевают оказать внимание своим подопечным.
  • Волонтеры — это молодые люди, которые готовы безвозмездно оказывать помощь работникам социальных служб
    Юноши и девушки располагают временем и желанием приносить пользу обществу. Для них это бесценный опыт взаимодействия с людьми и выполнения различных по сложности поручений. Для социальных учреждений это отличная возможность заинтересовать как можно больше людей волонтерской деятельностью.
  • Социальное волонтерство способствует становлению активной гражданской позиции
    Волонтерское движение набирает популярность в России. Во время пандемии вырос спрос на добровольцев, которые были готовы помогать в различных сферах жизни. Это не только доставка продуктов и медикаментов, но и консультирование и общение по телефону, видеосвязи, сбор одежды и других предметов первой необходимости.
Во время пандемии многие компании были вынуждены экономить, поэтому волонтеры сильно помогли бизнесу и другим учреждениям. Конечно, особенно в таких помощниках нуждались социальные службы, нагрузка на которые в тот период увеличилась.

К задачам волонтерского движения относятся:
его популяризация в обществе;
вовлечение большего числа окружающих в проекты социальной поддержки различных слоев населения;
участие в подготовке и проведении культурно-развлекательных, спортивных, оздоровительных мероприятиях;
установление сотрудничества с социальными партнерами для повышения качества оказываемых услуг;
воспитание активной гражданской позиции, лидерских качеств.

В волонтерское движение приходят осознанно: если человек не готов безвозмездно помогать окружающим, он не сможет долго заниматься социальной поддержкой населения. Для популяризации стоит приглашать в социальные учреждения волонтеров, которые смогут поделиться своим опытом с другими и заинтересовать их своим примером.
Методы привлечения волонтеров
Руководители социальных служб могут ждать, когда добровольцы сами предложат свою помощь. Но главная задача — популяризовать волонтерское движение среди различных слоев населения.

Для этого нужно воспользоваться одним из доступных способов:
  • Распространение брошюр и листовок; размещение объявления в СМИ и социальных сетях.
  • Информационные встречи в целевых группах — это целенаправленный набор, когда работники соцслужб ищут волонтеров, отвечающих их конкретным запросам.
  • Организация и проведение социальных проектов с привлечением волонтеров вместе с образовательными учреждениями или другими компаниями.
  • Проведение «Дня открытых дверей» в социальных службах. Желающие стать участниками волонтерского движения смогут занять все интересующие вопросы.
  • Распространение брошюр и листовок; размещение объявления в СМИ и социальных сетях.
  • Информационные встречи в целевых группах — это целенаправленный набор, когда работники соцслужб ищут волонтеров, отвечающих их конкретным запросам.
  • Организация и проведение социальных проектов с привлечением волонтеров вместе с образовательными учреждениями или другими компаниями.
  • Проведение «Дня открытых дверей» в социальных службах. Желающие стать участниками волонтерского движения смогут занять все интересующие вопросы.
Администрация социальных учреждений может проводить целенаправленный набор. Например, из компаний, чья деятельность связана с данной организацией. Можно найти добровольцев из ближайшего окружения.
Основные способы взаимодействия с волонтерами
Главные принципы, которые находятся в основе работы добровольческой и социальной организаций, — взаимное доверие и уважение. Волонтеры оказывают помощь на добровольных началах С 2018 года с ними необязательно заключать договор, но часто социальные службы подписывают гражданско-правовой договор, регулируемый нормами ГК РФ.

Волонтерская деятельность контролируется территориальным органом исполнительной власти, который определяется Правительством РФ. Если добровольческая организация хочет взаимодействовать с государственными учреждениями, они должны отправить запрос. Если ответ будет положительным, то волонтеры смогут оказывать безвозмездную помощь.

Посещая подопечных в каком-либо учреждении, волонтеры должны соблюдать его внутренние правила. Также они не должны разглашать персональные данные и размещать фотографии своих подопечных без их разрешения. Вся их деятельность строится на доверии, уважительном и корректном отношении к подопечным.
Основные ошибки волонтеров в учреждении социальной защиты
Главная ошибка — это относится к волонтеру как к наемному работнику. Администрация начинает воспринимать помощь добровольцев как должное и предъявляет требования как к своим сотрудникам. Но это неправильно: волонтер помогает, когда захочет и самостоятельно решает сколько времени он готов уделить подопечным.

Другая распространенная ошибка — оплата волонтерского труда. Один из принципов — это желание помогать людям без какого-либо вознаграждения. Тем самым, руководство обесценивает это движение. Если же стороны договорились об оплате, тогда нужно заключать трудовой договор, и волонтер становится наемным работником.

Также не стоит привлекать людей, не убедившись в их желании безвозмездно помогать окружающим. Волонтеры должны осознанно прийти к решению оказывать поддержку социальным учреждениям. Поэтому нельзя сотрудничать, не проводя личное собеседование. Только по его итогам руководство может быть уверенным в мотивации волонтера.

Пандемия в России, и по всему миру, внесла свои корректировки в социальную и другие сферы жизни людей. О том как изменится мир после коронавируса можно прочитать в статье.