статьи

Обязательный урок финансовой грамотности в школе: реальность и перспективы

статьи
Обязательный урок финансовой грамотности в школе: реальность и перспективы
В школах Российской Федерации преподают большое количество наук, помогающих как в обучении, так и реальной жизни. Ранее уроки финансовой грамотности не преподавались, но сейчас успешно вводятся в программу. С нынешним развитием экономики требуется, чтобы дети были подготовлены, образованы, умели грамотно использовать деньги.
Необходимость проведения уроков финансовой грамотности в школе
Уроки по финансовому обучению вошли в современные российские школы еще с 2016 года. Они тесно связаны с такими предметами, как математика, обществознание, история, ОБЖ, география.

Потребность в проведении урока появилась по следующим причинам:
ранняя подготовка детей к понятию экономики и ее направлений;
оперативное реагирование на смену направлений в экономике;
улучшение общего благосостояния;
устранение безответственности в отношении денег и их применения;
устранение финансовой безграмотности, развитой среди взрослого населения;
обучение учету расходов и доходов;
потребность в знакомстве с денежными валютами и их накоплениями;
обучение ведению бюджета;
улучшение экономики всей страны в будущем.

В настоящее время дети со школьных лет хотят узнать о разных аспектах сферы денежных взаимоотношений. Потребность возникает из-за самостоятельной покупки товаров, использования банковской карты или виртуального мобильного приложения для оплаты в магазинах. С раннего детства каждый школьник должен знать, как с умом пользоваться деньгами, но не растратить их полностью. Именно для этого требуется финансовая грамотность.

Когда ученик будет подготовлен, пройдет курс обучения, у него появятся следующие навыки:
ведение бюджета;
понятие о банковских операциях;
выявление рискованных сделок;
понятие о кредитах, депозитах, активах, пассивах, страховании, пенсионных выплатах;
понятие о применении и потребности в банковских картах;
выявление аспектов финансовых экономических отношений;
выявление агрессивной политики банка.

Чтобы педагог мог грамотно объяснить ребенку, как правильно воспользоваться деньгами и знал их цену, мы предлагаем Вам ознакомиться с нашим востребованным образовательным курсом "Методика преподавания финансовой грамотности и инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС".
Основные методы организации уроков финансовой грамотности
Выделяют 3 основных подхода к обучению финансовой грамотности. Каждый из них помогает ребенку освоить необходимые навыки, чтобы использовать их в обычной жизни или дальнейшем образовании:
  • Системно-деятельностный подход к обучению
    Формируют деятельность при помощи знаковой системы, связывающей культурную норму и возможности человека. В результате применения данного метода получают развитие личности, глубокое познание, улучшение коммуникации. Обучающиеся дети быстрее овладевают знаниями, навыками, умениями. Их компетенция возрастает. Появляется способность к саморазвитию и самообразованию.
  • Теория развивающегося обучения
    Школьникам помогают вникнуть в теоретические навыки, чтобы успешно решать учебные задачи. Детей вводят в теорию, объясняя основные правила науки. Учитель организует учебную деятельность, подключая дискуссию. С ее помощью каждый школьник обсуждает теоретические аспекты индивидуально и в группе, чтобы в дальнейшем их можно было применить в реальной жизни.
  • Модульный прием
    Задача школьника — сконцентрировать свое внимание на финансовых задачах. Каждый урок происходит по определенной форме, чтобы ребенок вник в учебную деятельность, понял, что в современном мире требуется выяснить все финансовые аспекты.
  • Системно-деятельностный подход к обучению
    Формируют деятельность при помощи знаковой системы, связывающей культурную норму и возможности человека. В результате применения данного метода получают развитие личности, глубокое познание, улучшение коммуникации. Обучающиеся дети быстрее овладевают знаниями, навыками, умениями. Их компетенция возрастает. Появляется способность к саморазвитию и самообразованию.
  • Теория развивающегося обучения
    Школьникам помогают вникнуть в теоретические навыки, чтобы успешно решать учебные задачи. Детей вводят в теорию, объясняя основные правила науки. Учитель организует учебную деятельность, подключая дискуссию. С ее помощью каждый школьник обсуждает теоретические аспекты индивидуально и в группе, чтобы в дальнейшем их можно было применить в реальной жизни.
  • Модульный прием
    Задача школьника — сконцентрировать свое внимание на финансовых задачах. Каждый урок происходит по определенной форме, чтобы ребенок вник в учебную деятельность, понял, что в современном мире требуется выяснить все финансовые аспекты.
Благодаря подготовленным методикам школьники не просто заучивают выданные термины, а развиваются, осознают финансовые задачи, придумывают их решение. Постепенно появляется финансовая грамотность.

Дополнительно выделяют следующие методы обучения:
Интерактивный подход
Ученик пытается не просто заучить предложенные материалы, но и решить практические задачи.
Тренинги
С помощью теории отрабатывают навыки на практике, чтобы закрепить и освоить финансовую деятельность.
Игровой подход
Применение моделей поведения с целью усвоения информации, используются интересные и реалистичные ролевые игры.
В процессе обучения финансовой грамотности детям часто советуют пользоваться материалами из интернета. Не все они подходят для обучения, некоторые из них крайне не рекомендуются. Поэтому преподаватели могут перейти ознакомиться со статьей по ссылке, чтобы понять, как ограничить доступ школьников к информации в сети.
Условия проведения уроков финансовой грамотности
Чтобы уроки финансовой грамотности были эффективными, они должны соответствовать следующим условиям:
  • Творческий, интересный подход, оставляющий под контролем внимание детей.
  • Учет возраста школьников, профиль всего класса.
  • Образованный учитель, который интересно дает информацию, концентрирует внимание детей на проблеме, чтобы создать обратную связь.
  • Подбор педагога в зависимости от его образованности и деятельности (экономист, историк, математик).
  • Формирование темы к каждому уроку, сообщение его задач и целей.
  • Введение детей в практику, чтобы они смогли понять сущность всех финансовых операций.
  • Учитель должен выявить затруднения в освоении учебного материала учащимися, помочь скорректировать работу.
  • Одновременное обучение теории и практике.
  • Творческий, интересный подход, оставляющий под контролем внимание детей.
  • Учет возраста школьников, профиль всего класса.
  • Образованный учитель, который интересно дает информацию, концентрирует внимание детей на проблеме, чтобы создать обратную связь.
  • Подбор педагога в зависимости от его образованности и деятельности (экономист, историк, математик).
  • Формирование темы к каждому уроку, сообщение его задач и целей.
  • Введение детей в практику, чтобы они смогли понять сущность всех финансовых операций.
  • Учитель должен выявить затруднения в освоении учебного материала учащимися, помочь скорректировать работу.
  • Одновременное обучение теории и практике.
В школах подбирают оптимальное количество уроков, чтобы ученик смог полностью освоить финансовую грамотность. Учитывают возраст школьников, чтобы передаваемая информация оставалась для них интересна. Так процесс обучения пройдет эффективно, возникнет реальная финансовая грамотность, применяемая в обычной жизни.
Основное содержание уроков по финансовой грамотности
В начале года разрабатывают учебный план, методическое пособие, благодаря которому каждый ребенок сможет обучиться финансовой грамотности.

Входят следующие пункты:
понятие финансовой грамотности и ее основные критерии;
понятие национальной денежной валюты;
обучение базовой и отраслевой грамотности;
законодательная база, регулирующая аспекты финансовых отношений;
обучение операциям с деньгами, ведение и оптимизация семейного бюджета;
виды финансового мошенничества;
продолжительное управление финансовым бюджетом;
введение в теорию познания кредитов, сбережений, страхования, налогов, пенсии;
виды частного предпринимательства и его организация;
управление финансами в зависимости от развития экономики.

Это лишь минимальный уровень знаний, которыми должен владеть ученик в процессе получения знаний. Каждый учитель вправе добавлять небольшое количество информации, которую сможет освоить весь класс.

Финансовая грамотность — относительно новое образовательное направление. Уроки активно внедряются в школьную программу, чтобы каждый ребенок смог не только пояснить основы теории, но и применить знания на практике. Это перспективное направление в обучении, улучшающее состояние экономики страны в будущем, предупреждающее ее отставание или появление кризиса.