статьи

Аттестация педагогических работников в 2018 году

Аттестация учителей – серьезный, трудоемкий и, то ли к счастью, то ли к сожалению, изменчивый процесс. В этом году заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев поведал об изменениях в процедуре аттестации педагогических работников в 2018 году.

Новая модель аттестации – кому, зачем?
Повышение квалификации, публикации в СМИ, тренинги, портфолио – каждый педагог имеет множество сертификатов и постоянно доказывает уровень профессионализма. Тем не менее, представители Рособрнадзора считают эти меры недостаточными и говорят о том, что в школах всё ещё есть слабые педагоги. Об этом свидетельствуют результаты ВПР, а также сравнительный анализ результатов ЕГЭ. В частности, Сергей Кравцов отметил, что 15-20% учителей истории, русского языка и математики сами не имеют достаточного уровня подготовки.
«Как мы можем требовать качества образования, если сам учитель не решает простейшие задания по математике или не знает правил русского языка?»

С. Кравцов
руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Все эти пробелы планируется ликвидировать с помощью новой модели аттестации педагогов.

Аттестация теперь будет состоять из следующих этапов:

  1. Проверка знаний педагога по учебному предмету.
  2. Проверочный блок по психологии.
  3. Оценка педагогических навыков.

Эти меры направлены на оценку комиссией ЗУН преподавателя, а также его профессиональных качеств, методик работы и взаимодействия с учениками.

Кстати, в разработку заданий для предметной аттестации вовлечены учителя. Так, по мнению разработчиков, удастся минимизировать ошибки и неточности. Какие это будут задания – пока неясно. Все предложенные варианты на данный момент не находят положительного отклика в педагогическом сообществе.

Чем возмущены педагоги – минусы новой модели
На сегодняшний день аттестацию педагогических работников по новым правилам планируется проводить 1 раз в 4 года. Но бурные споры, как уже было сказано, вызывают не сроки, а вопрос оценки знаний.

Какие же формы предлагают?

  • Эссе для проверки кругозора преподавателя. Вариант вызвал недовольство в связи с невозможностью четко определить критерии. Потому рассматривается вариант замены эссе на КИМ.
  • Психологические характеристики предлагают оценивать на основе анализа видеоурока. Здесь возникают проблемы технического и юридического характера. Как минимум, необходима профессиональная аппаратура, что затратно, и разрешение родителей учеников на съемку.
  • Педагогическую профпригодность комиссии и вовсе невозможно оспорить, так как она подтверждена дипломом ВУЗа. Как следствие, такой эксперимент может закончиться волной судебных разбирательств.

Так, на сегодняшний день остается еще много вопросов о новом методе аттестации. Тем не менее, десять российских регионов уже готовы принять участие в апробации.

Кому готовиться к аттестации в 2018 году?
Первопроходцами станут педагогические работники, которые были аттестованы 5 лет назад, то есть в 2013 году. Такая проверка не коснется:

  • учителей, которые имеют квалификационную категорию;
  • беременных и находящихся в декрете сотрудников;
  • работников со стажем менее 2 лет;
  • длительно болеющих (если сотрудник не работает из-за болезни более 4 месяцев, ему предстоит пройти аттестацию через год после возобновления деятельности).

Однако, все перечисленные категории имеют право пройти аттестацию добровольно.

Что ждет тех, кто не пройдет процедуру?
«Провинившихся» предлагают отправлять на повышение квалификации.
«Важнейшим элементом остается инспекция в системе школьного образования. Инспекция должна работать не с теми школами, которые показывают объективно хорошие результаты, а с теми, которые показывают низкие либо необъективные. С необъективными результатами нужно разбираться, с низкими инспекция должна работать, формируя программу методической поддержки, помощи данной школе. То есть она должна носить не карательный, а развивающий характер».

С. Кравцов
руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Получение первой и высшей категории
Для того, чтобы получить первую категорию, педагогу необходимо иметь определенный набор профессиональных характеристик. К таковым относятся:

  • наличие второй категории;
  • необходимость подтверждения первой категории согласно ФЗ.

Для получения высшей категории требования, следующие:

  • наличие первой категории (более 2 лет);
  • необходимость подтверждения высшей категории.

При прохождении процедуры будут приняты во внимание результаты ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
«Так, Всероссийские проверочные работы (обязательные для учащихся 4-8 классов) оценивают не только учащихся, но и учителей. Все результаты заносятся в базу — по каждой школе и классу у нас есть статистика, итоги легко сравнить»

А. Музаев
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
За прохождение сотрудниками аттестации отвечает руководитель общеобразовательной организации.

Перечень документов необходимо предоставить следующий:

  1. Заявление от сотрудника с подписью.
  2. Результаты предыдущей аттестации (копия)
  3. Диплом об образовании (копия)
  4. Документ о наличии категории (копия)
  5. Документы, подтверждающие смену фамилии (копия)
  6. Характеристика с места работы
~
Вывод очевиден – перемены в 2018 году ожидают не только педагогов, но и руководителей организации. Ведь теперь изменится и процедура прохождения аттестации, и процесс подготовки педагогов. Будем надеяться, что нововведения будут разумны и не станут серьезным испытанием для учителей. А в заключении делимся полезной ссылкой, по которой можно найти демонстрационные варианты диагностической работы для учителей-предметников.
~
Спасибо за внимание и хорошего дня!


Следите за нашей еженедельной рассылкой, будьте в курсе актуальных новостей и приходите учиться в образовательный центр «Верити».


Если для Вас актуальны курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации для руководителей образовательных организаций - пройдите по ссылке