Left
Right
У Вас есть вопрос?
Заполните форму и мы Вам ответим
Выберите направление
Откуда Вы о нас узнали?
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Click to order
Total: 
Ваше Имя
Ваш Email
Номер Вашего телефона
Откуда Вы о нас узнали?
статьи

Инклюзивное образование для школьников в России

статьи

Инклюзивное образование для школьников в России

Инклюзивное образование — обучение детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях. При этом методе важно не допустить дискриминацию, сформировать равное отношение к ученикам вне зависимости от состояния их здоровья. Образование должно быть доступным для всех детей, но пациенту может потребоваться наличие некоторых устройств и инструментов, облегчающих их нахождение в стенах школы. Для формирования качественного инклюзивного образования руководителям рекомендуется пройти курс повышения квалификации «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ».
Понятие нормы и отклонения от нормы в развитии личности
Понятие нормы часто используют в педагогике, медицине, психологии и других науках. Норма не должна включать в себя абсолютно идеальное состояние, но она стремится к нему. Если подобное не наблюдается, развивается отклонение от нормы.

Своевременное выявление нормы и ее отклонений требуется для постановки диагноза ребенку с ОВЗ. Благодаря дифференцировке его распределяют в школьный класс, который поможет обучаться в соответствии с состоянием его здоровья. О проблемах и решениях инклюзивного образования в школе мы пояснили в статье.
Теория отклонения в развитии личности
Становление личности претерпевает сложные процессы и изменения. Сочетание негативных факторов приводит к развитию отклонений. Например, в психологическом фоне.

Всего выделено 4 теории, в соответствии с которыми развиваются отклонения личности:
Физические
Системные заболевания, приводящие к недееспособности.
Психические
Умственная отсталость, задержка психического развития.
Педагогические
Недостаток образованности.
Социальные
Наличие тяжелых вредных привычек, отсутствие родителей или опекунов, бродяжничество, преступность.
Физические
Системные заболевания, приводящие к недееспособности.
Психические
Умственная отсталость, задержка психического развития.
Педагогические
Недостаток образованности.
Социальные
Наличие тяжелых вредных привычек, отсутствие родителей или опекунов, бродяжничество, преступность.
В соответствии с перечисленными теориями формируются не только методы образования, но и лечения.
Инклюзивное образование в системе школьного образования
В процессе обучения детей с ограниченными возможностями выделяют следующие принципы:
отсутствие расценивания человека в зависимости от его способностей;
понимание чувств и мыслей ребенка;
потребность в выслушивании, общении, социализации;
потребность в близком человеке;
наличие реальных взаимоотношений в процессе образования;
потребность в поддержке сверстников, с которыми будет происходить совместное образование;
акцентирование внимания на улучшении в достижениях ребенка, а не его ограничениях;
введение разнообразия обучения для улучшения психоэмоционального состояния, социализации и других сфер.

В концепции инклюзивного образования посещение школы должно рассматриваться, как вхождение ребенка в общество, постепенная его социализация.
Нормативно-правовое обеспечение работы с детьми с ОВЗ
Документы, которые регламентируют образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями:
декларация прав ребенка;
конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования;
декларация о правах умственно отсталых лиц;
декларация о правах инвалидов;
всемирная декларация об обеспечении защиты и развития детей.
Дополнительно внутри страны были разработаны следующие нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации;
Семейный кодекс;
ФЗ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Дети с инвалидностью защищены государством с самого рождения. Они вправе получать образование наравне с другими людьми, которые не имеют схожих проблем со здоровьем.
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
Обучение детей с ОВЗ совместно с пациентами, имеющими схожий диагноз, создает затрудненность социализации и качественного усвоения информации. Поэтому было решено включать их в общеобразовательные школы наравне со сверстниками. Для них создаются качественные условия, облегчающие жизнедеятельность. В последнее время было разработано много новых подходов к инклюзивному обучению для упрощения процесса интеграции.
электронная подпись, флешка
Выделены следующие особенности новых подходов:
дети намного лучше адаптируются в образовательных учреждениях, чем в специализированных интернатах;
социальный опыт формируется намного быстрее и качественнее;
у здоровых детей развивается толерантность, взаимопонимание;
снижается риск психических расстройств у детей с ОВЗ благодаря социализации, отсутствию изоляции от общества.

Благодаря постепенной интеграции дети с ОВЗ не будут чувствовать себя неправильными, отличными от других людей.
Проблемы и перспективы образовательной интеграции
В отличие от других стран, в РФ процесс интеграции носит неорганизованный характер. Отсутствуют специальные государственные программы для поддержки детей с ОВЗ при обучении в общеобразовательных учреждениях. Важно сформировать систему психолого-педагогического сопровождения детей, чтобы облегчить их жизнь с разных сторон.

Постепенно интеграция детей с ОВЗ в инклюзивном образовании улучшается. Это связано со следующими перспективами:
увеличение количества детей, которым требуется педагогическая помощь;
включение всех детей с ОВЗ в программу интеграции для нормального развития вместе со сверстниками;
консультация для родителей, имеющих в семье детей с ОВЗ;
наличие грамотных педагогов, профессиональной методической помощи для интегрированных детей.

Благодаря внедрению инклюзии будут учитываться потребности всех детей с ОВЗ в зависимости от вида отклонений от нормы.
Структура индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ
В структуру индивидуального обучения входят разные методики и технологии:
1
Современное традиционное обучение
Организация уроков по схожей схеме с остальными детьми в школе.
2
Личностная ориентация
Учитывают природные способности человека, возможность максимальной реализации его умений. Обучающиеся дети полностью погружаются в педагогический процесс.
3
Активизация, интенсификация деятельности
Ребенка подключают к образовательному процессу, мотивируют, побуждают получать знания, умения.
4
Игровые технологии
Процесс обучения проходит легче, если выстраивается в форме игры.
5
Проблемное обучение
Учат выстраивать проблемную ситуацию, из которой дети должны найти правильное решение.
6
Компьютерные технологии
Дети с ОВЗ учатся работать с информацией, тренируют исследовательские умения.
Благодаря выстроенной программе дети с ОВЗ не только успевают обучаться наравне с другими учениками, но и идут с ними наравне.
Профессия «тьютор» и ее место в мире профессий
Тьютор — это педагог, который проводит дополнительные уроки индивидуально для учеников. Учитель помогает неуспевающим детям, которые не могут своевременно освоить переданную информацию, в том числе к этой категории относятся пациенты с ОВЗ.
Чтобы ввести тьютора в образовательном учреждении, требуется пройти следующие этапы:
наличие локального нормативно-правового акта, разрешающего введение должности тьютора;
закрепление педагога в штатном расписании;
передача должностной инструкции.

Чтобы тьютор помогал ребенку с ОВЗ, должна присутствовать рекомендация от ПМПК после запроса от родителей.