статьи

Инклюзивное образование - проблемы и решения

Человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отличается частичными или общими физическими, психическими или сенсорными ограничениями, и могут находиться в таком состоянии постоянно или временно.

Чтобы инвалиды не стремились к изоляции и не занижали свои способности, важно развивать этот психологический аспект с самого раннего детства.
В силу состояние здоровья детям-инвалидам требуются особые методы обучения и воспитания.
Многие нарушения не являются барьером между ребенком и окружающим миром. Если у ребенка есть незначительные отклонения здоровья, то при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием.

Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, обучаться тем же предметам, что и их ровесники, не ограничивая круг их общения.
Основная задача инклюзивного образования – социализация детей-инвалидов.
Чтобы особенные дети могли учиться в обычных школах, требуется стандартная адаптированная программа, которая учитывала бы не только потребности детей-инвалидов, но и позволяла им развиваться в обществе здоровых детей. А для этого необходимо обязательно создание специальных условий.
Шесть основных принципов инклюзивного образования

  • 1
    Ценность каждого человека неоспорима, независимо от способностей и физических возможностей

  • 2
    Каждый человек имеет право на общение

  • 3
    Каждый человек способен мыслить и чувствовать

  • 4
    Настоящее образование можно получить только при построении качественных взаимоотношений в контексте ребенок-педагог

  • 5
    Прогресс в том, что человек может, а не в том, чего не может

  • 6
    Разнообразие помогает человеку развиваться всесторонне

Плюсы инклюзивного образования

Изменение отношения
к людям-инвалидам
Развитие личных и социальных навыков детей
с ОВЗ
Развитие равных прав
и возможностей
Развитие общественной толерантности
Различие между людьми рассматривается как ресурс


Что мешает полноценной организации инклюзивного образования

Люди
недостаток знаний, страх, предубеждения, конкуренция, стереотипность мышления
Материальное
нехватка денежных средств и оборудования, неравномерное распределение ресурсов
Информация
отсутствие доступа к зданиям, слабая социальная политика, отсутствие опыта
Три этих направления образуют комплекс общих проблем, которые и создают ряд сложностей в организации и осуществлении инклюзивного образования.
Для решения этих проблем необходимо полностью пересматривать систему подходов к организации образовательной деятельности детей с ОВЗ.
Основные направления работы школьного учреждения для полноценного развития ребенка с ОВЗ

  • Создание группы психолого-педагогического сопровождения
    Для изучения особых потребностей детей с ОВЗ и составления индивидуальных образовательных программ, для формирования группы сопровождения.
  • Постоянный мониторинг и корректировка методов обучения
    Внедрении современных методик обучения для полноценного развития ребенка с ОВЗ.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий
    Для повышения мотивации, развития памяти и совершенствования личных качеств.
  • Регулярный пересмотр учебного плана
    Необходимо учитывать динамику развития ребенка, состояние его здоровья.
  • Работа с семьей ребенка-инвалида
    Организация помощи родителям, обучение их доступным приемам оказания помощи, установление обратной связи.
Инклюзивное образование позволяет детям с особыми потребностями получить конкурентоспособную профессию и реализоваться во взрослой жизни.
Педагог инклюзивного образования
В нашей стране пока не сформирована культура инклюзивного образования – лишь один из пяти педагогов чувствует себя морально готовым к работе с детьми с ОВЗ. У многих педагогов банально не хватает знаний – они не только не знают методов и приемов корректно-развивающего образования, но и не имеют опыта в разработке индивидуальных программ обучения детей с ОВЗ.

Одним из решений проблемы является включение в план развития общеобразовательной организации мероприятий по повышению компетентности педагогического состава.


Основные качества, характеризующие компетентного педагога, работающего с детьми-инвалидами

Вывод
Инклюзивное образование в России имеет свои плюсы и минусы, но при этом является перспективным направлением развития. Оно позволит детям-инвалидам стать полноценными членами общества, реализоваться в выбранных профессиях и не чувствовать себя изгоями.


Все что нужно для реализации этих целей – грамотный подход и компетентный педагогический состав. Если мы будем правильно подходить к образованию особенных детей, то сможем существенно поднять уровень социального развития нашей страны.

Если Вы хотите повысить квалификацию своих сотрудников в области организации инклюзивного и интегрированного образования в школах, предлагаем Вам ознакомиться с нашим новым курсом повышения квалификации «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ».
comments powered by HyperComments
Надеемся, данная информация была Вам полезна!Хорошего дня!
Если для Вас актуален вопрос о профессиональной переподготовке или повышении квалификации для руководителей или педагогов общеобразовательных организаций – пройдите по ссылке:
Читайте наши статьи, посвященные школьной тематике
Показать еще