Статьи

Материально-техническое обеспечение и оснащенность дошкольных учреждений

Материально-техническое обеспечение и оснащенность дошкольных учреждений предназначены для обеспечения эффективного наполнения воспитательного процесса. Сегодня качество дошкольного образования – приоритетное направление образовательной политики государства.

Федеральный образовательный стандарт, вступивший в силу в 2014 году, регламентирует условия реализации образовательной программы и обеспечивает социальное развитие каждого ребенка в различных сферах. В нем также отражены вопросы морального и нравственного благополучия ребенка.

Виды деятельности (игра, общение, познавательная деятельность), через которые реализуются задачи образовательной программы, зависят от возраста детей и их индивидуальных особенностей.

Материально-технические требования к реализации образовательных програм

С каждым годом в перечень требований к оснащению ДОО вносятся поправки и изменения, регулярно обновляется и содержание материально-технического оснащения. Однако база этих требований остается постоянной и содержит:

  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • требования пожарной безопасности;
  • перечень средств воспитания и обучения в зависимости от возраста и особенностей развития детей;
  • рекомендации по оснащенности помещений и различных зон детского сада;
  • требования к методическому обеспечению, а также к оборудованию дошкольного учреждения.

Цель этих требований – оптимизировать процесс воспитания и обучения. Они направлены на:

  • обеспечение безопасных условий воспитанников;
  • стимулирование творческого развития;
  • обеспечение индивидуального подхода в воспитании каждого ребенка с целью вывить таланты ребенка.

Воспитательные процессы направлены на подготовку к школе и реализуются с соблюдением прав ребенка и персонала.

Стандарты оснащения детского сада

Стандарты оснащения дошкольного учреждения регламентируют обеспечение детского сада необходимым инвентарем. Рассмотрим более подробно как формируются эти требования и рекомендации.
  • 1
    Определяется возраст воспитанников:
    • Младенческий возраст (до 1 года).
      Общение с воспитателями, восприятие речи и музыкальных звуков, двигательная активность.
    • Ранний возраст (1 – 3 года).
      Общение со взрослыми и сверстниками, восприятие смысловой нагрузки в речи и сказках; игры в игрушки; самообслуживание и оперирование бытовыми предметами; физическая активность.
    • Дошкольный возраст (3-7 лет).
      Различные виды игр, конструирование, коммуникации, бытовой труд, восприятие художественной литературы, развитие творчества, физическая активность.
  • 2
    Устанавливается вид деятельности:
    • Игровая – игрушки, игрушки-персонажи, настольные игры, игровая мебель, игры на развитие ловкости и зрительного восприятия;
    • Продуктивная – наборы для творчества (лепка, рисование), наборы для конструирования;
    • Познавательно-исследовательская – наборы для исследования (матрешки, пирамидки, счеты, геометрические фигуры); игры-головоломки; образно-символический материал (наборы картинок разного типа, атласы, глобус); лото, азбука, касса;
    • Двигательная – инвентарь для ходьбы, прыжков, бросания и катания, для общеразвивающих упражнений.
    Группы материалов и предметов оснащения формируются в зависимости от возрастной категории группы.
  • 3
    Формируется список предметов по типу развития:
    • познавательно-речевое – игрушки из разных материалов (текстиль, дерево, металл), шнуровки, мозаики и кубики, звуковые игрушки, в том числе игрушечные музыкальные инструменты и говорящие игрушки-персонажи;
    • социально-коммуникативное – куклы, служебный транспорт, наборы игровой мебели и посуды;
    • художественно-эстетическое – кукольный театр, наборы творчества, инвентарь для проведения тематических мероприятий;
    • физическое – мячи, каталки, мягкие модули.
Весь приобретаемый инвентарь должен соответствовать санитарным нормам и регулярно обновляться.

Материально-техническая база ДОУ

В любом дошкольном учреждении должны быть созданы условия для комплексного развития ребенка. Цель заведующего – создать комфортный климат для работы и воспитания.

В детском саду можно выделить несколько основных зон и блоков. Материально-техническое обеспечение каждой из этих территорий должно соответствовать федеральным государственным стандартам и требованиям СанПиН.
1
Комнаты для групп.

Детская мебель, закупаемая для оснащения детских комнат со следующими характеристиками:

  • габариты;
  • функциональность;
  • экологичность (наличие сертификата соответствия);
  • требования по травмобезопасности;
  • дизайн (отсутствие острых углов).
Наполнение предметно-развивающей среды должно соответствовать стандартам и отвечать всем требованиям безопасности.
2
Музыкальный зал и зал для спортивных занятий.

Иногда эти залы размещаются в отдельных помещениях, однако их материально-техническая база сходится по многим показателям:

  • наличие музыкального инструмента;
  • спортивный комплекс – установленный по всем требованиям безопасности;
  • стулья и гимнастические скамейки;
  • ковровые покрытия – отвечающие требованиям СанПиН.
3
Лестничные проходы и холлы.

Должны быть безопасными. В них допускается расположение отдельных элементов мебели, декоративных цветов.

Для общего развития ребенка и информации для родителей размещаются стенды с выставками достижений или полезными рекомендациями для родителей.

4
Методический кабинет, библиотечный фонд.

В кабинете должны быть пособия по развитию ребенка по разным направлениям, оргтехника. Также желательно наличие современной литературы в виде научных журналов и газет. Это позволит отслеживать современные тенденции в воспитании детей.

Вся литература фонда и должна соответствовать требованиям ФГОС и регулярно обновляться.
5
Медицинский блок.

Медицинский блок состоит из кабинета для приема, процедурной и изолятора.

Из оборудования должны быть:

  • раковина для мытья рук;
  • стол, стулья и кушетка;
  • шкафы для документов и лекарств;
  • ростомер, весы, тонометр, фонендоскоп, жгут, медицинский термометр, грелка и прочее медицинское оборудование;
  • средства оказания неотложной помощи;
  • холодильник;
  • прививочный инструментарий.

Необходимо также получение лицензии в соответствии со стандартами СанПиН.
6
Кухня и прачечная.

Питание в ДОУ должно быть сбалансированным, полезным и отвечать требованиям и потребностям растущего организма.

Сырые продукты и готовая продукция должны храниться отдельно. На кухне обязательно должны быть:

  • моечные ванны;
  • стеллажи и шкафы для хранения;
  • столы и стулья;
  • кухонные приборы, инвентарь и посуда для приготовления пищи;
  • электроплиты, духовые шкафы и вытяжки;
  • холодильное оборудование;
  • контрольные весы.

Для соблюдения санитарно-гигиенических норм обязательно наличие прачечной, где должны быть оборудованы:

  • хозяйственная зона для хранения инвентаря;
  • места сушки белья;
  • зоны для сбора мусора.
7
Территория.

Территория детского сада должна быть благоустроена. На ней должны быть игровые зоны с разбивкой на группы по возрастам.

Вся территория должна быть огорожена и оснащена средствами безопасности от проникновения извне.

Хорошо, если на территории детского сада есть зеленые насаждения, разбиты клумбы и цветники, оформлены зеленые зоны с информационными щитами о природе региона.
При составлении документации о материально-техническом обеспечении и оснащенности детского сада необходимо указывать все подробности о ее составляющих.

Это позволит ускорить процессы обязательных проверок со стороны различных структур. А также позволит более эффективно вести учет оборудования предметов оснащения.

Выводы

Материально-техническая база ДОУэто важное звено в цепи обеспечения высокого качества образования. Каждая из составляющих ее частей оказывает непосредственное влияние на развитие ребенка.

Если оснащение детского сада соответствует требованиям ФГОС, процесс воспитания будет максимально продуктивным и эффективным.

А оборудование вашей организации соответствует требованиям ФГОС?
comments powered by HyperComments
Хорошего дня!

Если в вашем плане профессионального роста есть пункт «пройти курсы переподготовки (повышения квалификации) для заведующих ДОУ», Образовательный центр «Верити» приглашает
на обучение. Будем рады видеть вас и ваших коллег в нашей виртуальной аудитории!
А какие еще технологии и подходы используются в управлении ДОУ?
Ответ на этот и ряд других вопросов вы можете получить по прохождении курсов переподготовки и повышения квалификации
«Управление в образовании ДОО».
Читайте наши статьи, посвященные тематике ДОУ