Материально-техническое обеспечение и оснащенность дошкольных учреждений
Материально-техническое обеспечение и оснащенность дошкольных учрежденийпредназначены для обеспечения эффективного наполнения воспитательного процесса. Сегодня качество дошкольного образования – приоритетное направление образовательной политики государства.
Федеральный образовательный стандарт, вступивший в силу в 2014 году, регламентирует условия реализации образовательной программы и обеспечивает социальное развитие каждого ребенка в различных сферах. В нем также отражены вопросы морального и нравственного благополучия ребенка.
Виды деятельности (игра, общение, познавательная деятельность), через которые реализуются задачи образовательной программы, зависят от возраста детей и их индивидуальных особенностей.
Материально-технические требования к реализации образовательных програм
С каждым годом в перечень требований к оснащению ДОО вносятся поправки и изменения, регулярно обновляется и содержание материально-технического оснащения. Однако база этих требований остается постоянной и содержит:
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
требования пожарной безопасности;
перечень средств воспитания и обучения в зависимости от возраста и особенностей развития детей;
рекомендации по оснащенности помещений и различных зон детского сада;
требования к методическому обеспечению, а также к оборудованию дошкольного учреждения.
Цель этих требований – оптимизировать процесс воспитания и обучения. Они направлены на:
обеспечение безопасных условий воспитанников;
стимулирование творческого развития;
обеспечение индивидуального подхода в воспитании каждого ребенка с целью вывить таланты ребенка.
Воспитательные процессы направлены на подготовку к школе и реализуются с соблюдением прав ребенка и персонала.
Стандарты оснащения детского сада
Стандарты оснащения дошкольного учреждения регламентируют обеспечение детского сада необходимым инвентарем. Рассмотрим более подробно как формируются эти требования и рекомендации.
1
Определяется возраст воспитанников:
Младенческий возраст (до 1 года). Общение с воспитателями, восприятие речи и музыкальных звуков, двигательная активность.
Ранний возраст (1 – 3 года). Общение со взрослыми и сверстниками, восприятие смысловой нагрузки в речи и сказках; игры в игрушки; самообслуживание и оперирование бытовыми предметами; физическая активность.
Дошкольный возраст (3-7 лет). Различные виды игр, конструирование, коммуникации, бытовой труд, восприятие художественной литературы, развитие творчества, физическая активность.
2
Устанавливается вид деятельности:
Игровая – игрушки, игрушки-персонажи, настольные игры, игровая мебель, игры на развитие ловкости и зрительного восприятия;
Продуктивная– наборы для творчества (лепка, рисование), наборы для конструирования;
Познавательно-исследовательская – наборы для исследования (матрешки, пирамидки, счеты, геометрические фигуры); игры-головоломки; образно-символический материал (наборы картинок разного типа, атласы, глобус); лото, азбука, касса;
Двигательная– инвентарь для ходьбы, прыжков, бросания и катания, для общеразвивающих упражнений.
Группы материалов и предметов оснащения формируются в зависимости от возрастной категории группы.
3
Формируется список предметов по типу развития:
познавательно-речевое – игрушки из разных материалов (текстиль, дерево, металл), шнуровки, мозаики и кубики, звуковые игрушки, в том числе игрушечные музыкальные инструменты и говорящие игрушки-персонажи;
социально-коммуникативное – куклы, служебный транспорт, наборы игровой мебели и посуды;
художественно-эстетическое – кукольный театр, наборы творчества, инвентарь для проведения тематических мероприятий;
физическое – мячи, каталки, мягкие модули.
Весь приобретаемый инвентарь должен соответствовать санитарным нормам и регулярно обновляться.
В любом дошкольном учреждении должны быть созданы условия для комплексного развития ребенка. Цель заведующего – создать комфортный климат для работы и воспитания.
В детском саду можно выделить несколько основных зониблоков. Материально-техническое обеспечение каждой из этих территорий должно соответствовать федеральным государственным стандартам и требованиям СанПиН.
1
Комнаты для групп.
Детская мебель, закупаемая для оснащения детских комнат со следующими характеристиками:
габариты;
функциональность;
экологичность (наличие сертификата соответствия);
требования по травмобезопасности;
дизайн (отсутствие острых углов).
Наполнение предметно-развивающей среды должно соответствовать стандартам и отвечать всем требованиям безопасности.
2
Музыкальный зал и зал для спортивных занятий.
Иногда эти залы размещаются в отдельных помещениях, однако их материально-техническая база сходится по многим показателям:
наличие музыкального инструмента;
спортивный комплекс – установленный по всем требованиям безопасности;
Должны быть безопасными. В них допускается расположение отдельных элементов мебели, декоративных цветов.
Для общего развития ребенка и информации для родителей размещаются стенды с выставками достижений или полезными рекомендациями для родителей.
4
Методический кабинет, библиотечный фонд.
В кабинете должны быть пособия по развитию ребенка по разным направлениям, оргтехника. Также желательно наличие современной литературы в виде научных журналов и газет. Это позволит отслеживать современные тенденции в воспитании детей.
Вся литература фонда и должна соответствовать требованиям ФГОС и регулярно обновляться.
5
Медицинский блок.
Медицинский блок состоит из кабинета для приема, процедурной и изолятора.
Необходимо также получение лицензии в соответствии со стандартами СанПиН.
6
Кухня и прачечная.
Питание в ДОУ должно быть сбалансированным, полезным и отвечать требованиям и потребностям растущего организма.
Сырые продукты и готовая продукция должны храниться отдельно. На кухне обязательно должны быть:
моечные ванны;
стеллажи и шкафы для хранения;
столы и стулья;
кухонные приборы, инвентарь и посуда для приготовления пищи;
электроплиты, духовые шкафы и вытяжки;
холодильное оборудование;
контрольные весы.
Для соблюдения санитарно-гигиенических норм обязательно наличие прачечной, где должны быть оборудованы:
хозяйственная зона для хранения инвентаря;
места сушки белья;
зоны для сбора мусора.
7
Территория.
Территория детского сада должна быть благоустроена. На ней должны быть игровые зоны с разбивкой на группы по возрастам.
Вся территория должна быть огорожена и оснащена средствами безопасности от проникновения извне.
Хорошо, если на территории детского сада есть зеленые насаждения, разбиты клумбы и цветники, оформлены зеленые зоны с информационными щитами о природе региона.
При составлении документации о материально-техническом обеспечении и оснащенности детского сада необходимо указывать все подробности о ее составляющих.
Это позволит ускорить процессы обязательных проверок со стороны различных структур. А также позволит более эффективно вести учет оборудования предметов оснащения.
Выводы
Материально-техническая база ДОУ – это важное звено в цепи обеспечения высокого качества образования. Каждая из составляющих ее частей оказывает непосредственное влияние на развитие ребенка.
Если оснащение детского сада соответствует требованиям ФГОС, процесс воспитания будет максимально продуктивным и эффективным.
А оборудование вашей организации соответствует требованиям ФГОС?
Если в вашем плане профессионального роста есть пункт «пройти курсы переподготовки (повышения квалификации) для заведующих ДОУ», Образовательный центр «Верити» приглашает на обучение. Будем рады видеть вас и ваших коллег в нашей виртуальной аудитории!
Перейти
А какие еще технологии и подходы используются в управлении ДОУ?
Ответ на этот и ряд других вопросов вы можете получить по прохождении курсов переподготовки и повышения квалификации «Управление в образовании ДОО».