статьи

Медиация в образовательных учреждениях: в чем необходимость и как организовать



Образовательное учреждение — это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей и воспитателей. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством.

Эти люди находятся рядом друг с другом по 4−8 часов в день, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию. Конфликты могут возникнуть между детьми, между сотрудниками учреждения и детьми, между сотрудниками и родителями. Конфликты могут быть самыми разными: от легких ссор на несколько минут до серьезных проблем типа буллинга продолжительностью не один месяц. Иногда для решения спора без третьей стороны не обойтись. Речь идет о медиации.
Первые попытки применения медиации в школе были предприняты еще в начале 1980-х годов в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира.
Существование органов медиации в нашей стране закреплено Федеральным законом № 193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Медиация − это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора. Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. Подробнее узнать зачем нужна медиация можно в нашем видео.

Приходя в мир, каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и отрицательный потенциалы развития. Потому задача взрослых — дать ему возможность реализовать все лучшее, что ему дано. В первые годы жизни воспитанием ребенка занимается семья, потом к этому процессу подключаются дошкольные учреждения, а потом и школа. Особое место в развитии и становлении личности ребенка и подростка занимает общение со сверстниками.

На всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического и интеллектуального развития.
Цели медиации в образовательных учреждениях:
  • Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.
  • Воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам).
  • Улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.
  • Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.
  • Воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам).
  • Улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.
Таким образом, медиация направлена, прежде всего, на организацию диалога между сторонами. Медиатор помогает сторонам:
организовать процесс переговоров;
рассмотреть каждый аргумент;
разделить людей и проблему;
восстановить нарушенную коммуникацию;
увидеть выход из конфликтной ситуации.

В идеале каждый работник образовательной системы должен владеть навыками медиативного подхода. В каждом образовательном учреждении должно быть пять-шесть медиаторов из числа преподавателей, школьных психологов, социальных педагогов, воспитателей и т. д., Медиатор, наряду с урегулированием конфликтов, должен заниматься их предупреждением.
Для организации службы медиации в образовательном учреждении сотрудникам необходимо пройти специальное обучение. В Образовательном центре «Верити» Вы сможете пройти обучение по курсу повышения квалификации на тему «Медиация. Восстановительный подход в медиации».

Пройдя этот курс Вы изучите принципы и инструменты медиации, подходы в медиации, а также рассмотрите практическое применение медиации в разных сферах, принцип работы и личностные навыки медиатора. В курсе рассмотрены медиативный и восстановительный подходы в медиации, работа медиатора в конфликтных зонах, а также основные методы и принципы обучения медиации.

Этот курс уже готов и Вы его можете пройти, оставив заявку на сайте Верити.рф.
Медиация в школе
Для организации медиации в школе сначала необходимо:
  • Рассказать учителям, детям и родителям о создании в школе службы медиации, о ее сути и основных принципах.
  • Оповестить органы опеки и комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Составить внутришкольный документ, регламентирующий работу медиативной службы.
  • Рассказать учителям, детям и родителям о создании в школе службы медиации, о ее сути и основных принципах.
  • Оповестить органы опеки и комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Составить внутришкольный документ, регламентирующий работу медиативной службы.
Для работы понадобится отдельный кабинет, где будет размещаться школьная служба примирения. Возглавить службу должен дипломированный психолог, либо прошедший специальное обучение педагог. Разрешено привлекать к медиации учеников старшего или среднего звена. Есть также понятия «медиация ровесников», или «группы равных», когда школьники из службы примирения делятся на два возрастных потока:
1
разбирает конфликты младшего и среднего звена
2
работает со старшеклассниками
Для этого нужно будет провести с ними несколько подготовительных занятий. Если в конфликте участвует взрослый человек (педагог или родитель), то разбираться с такой ситуацией должен тоже взрослый.

И дети, и взрослые участники процесса должны знать, что медиация основывается на следующих принципах:
  • беспристрастность медиатора
  • конфиденциальность
  • добровольность
  • ответственность всех сторон за принятое решение
  • равноправие всех участников конфликта
  • открытость
  • беспристрастность медиатора
  • конфиденциальность
  • добровольность
  • ответственность всех сторон за принятое решение
  • равноправие всех участников конфликта
  • открытость
Медиация в детском саду
Развитие службы медиации в детском саду — социальная инновация, направленная на формирование безопасной среды не только для детей, но и для взрослых. Коллектив детского сада рассматривает создание службы медиации как способ самореализации воспитанников и педагогов в социально значимой деятельности.

Организацию медиации в детском саду можно разделить на 3 этапа:
  • Организационный этап
    набор и обучение медиаторов;
    разработка нормативно-правовой документации;
    информирование работников детского сада, родителей воспитанников о службе медиации;
    оповещение всех субъектов образовательного процесса о проведение информационных мероприятий по разрешению конфликтов.

  • Содержательный этап
    разработка и реализация программы по урегулированию конфликтов и споров в детском саду;
    апробация практической работы службы медиации по конкретным ситуациям;
    апробация обучающих программ для дошкольников;
    первичная оценка эффективности деятельности службы медиации.

  • Аналитический этап
    анализ деятельности службы медиации;
    разработка универсального пакета методических материалов;
    разработка методических рекомендаций по организации служб медиации в дошкольных учреждениях (по итогам апробации);
    обсуждение предложений по повышению эффективности работы службы медиации;
    разработку плана развития службы медиации.
  • Организационный этап
    набор и обучение медиаторов;
    разработка нормативно-правовой документации;
    информирование работников детского сада, родителей воспитанников о службе медиации;
    оповещение всех субъектов образовательного процесса о проведение информационных мероприятий по разрешению конфликтов.

  • Содержательный этап
    разработка и реализация программы по урегулированию конфликтов и споров в детском саду;
    апробация практической работы службы медиации по конкретным ситуациям;
    апробация обучающих программ для дошкольников;
    первичная оценка эффективности деятельности службы медиации.

  • Аналитический этап
    анализ деятельности службы медиации;
    разработка универсального пакета методических материалов;
    разработка методических рекомендаций по организации служб медиации в дошкольных учреждениях (по итогам апробации);
    обсуждение предложений по повышению эффективности работы службы медиации;
    разработку плана развития службы медиации.
Подводя итог можно сказать, что сложные конфликтные ситуации в воспитательно-образовательной сфере возникают ежеминутно, так же как и в жизни в целом. Медиация относится к конфликтам, как к неотъемлемой части жизни. Понятно, что часто конфликт несет деструктивный потенциал, хотя без конфликта не было бы и развития. Поэтому одна из задач медиации в образовательных учреждениях — направить энергию конфликта не в деструктивное, а в созидательное русло. Ведь главная цель медиации в воспитательно — образовательном контексте — выработка сторонами взаимоудовлетворяющего решения, ориентированного на будущее сотрудничество.