статьи

Аттестация 2019 – новая модель для решения стратегических задач

Аттестация – важный и обязательный процесс для всех учителей. Современная модель аттестации сильно отличается от привычных способов оценки знаний. Однако все изменения направлены на ее улучшение.

До того, как новая модель аттестации будет разработана до конца, а все изменения вступят в силу, должно пройти еще 1-2 года. Однако уже сейчас можно наблюдать кардинальные изменения, которые, уже в этом году затронут всех учителей.

В основу новой модели аттестации заложены принципы прозрачности, объективности и независимости оценки. Все нововведения и инновации нацелены на оптимизацию и упрощение процедуры аттестации.

Новая модель аттестации:

  • Обеспечит единое образовательное пространство
  • Устранит избыточность отчетности
  • Унифицирует механизмы оценочных материалов по всем регионам России

Так что же нового предлагается ввести в систему аттестации учителей?

Национальный квалификационный тест

Главным нововведением в системе аттестации учителей в 2019 году станет национальный квалификационный тест (НКТ). Он будет обязательным для всех педагогов.

Структура НКТ представляет собой 2 блока вопросов:

1. По предметным знаниям (70% вопросов)
  • Оцениваются углубленные академические знания по профильному предмету
  • Практическое понимание и применение предметных знаний
  • Устойчивость академических знаний

2. По методике преподавания и психологии (30% вопросов)
  • Оценка общих академических знаний по базовым дисциплинам

Национальное тестирование – это первый и самый главный этап аттестации. После прохождения этого теста педагог допускается ко второму этапу аттестации. В случае если сотрудник не набрал проходные баллы, он должен пройти повторное тестирование.

В противном случае он не будет допущен ко второму этапу аттестации.
ЕФОМ
Одним из недостатков предыдущей системы аттестации педагогических работников была несогласованность требований на федеральном и региональном уровнях. Несмотря на то, что аттестация проходит на основании федерального закона, ее содержание всегда определяли региональные власти.

Министерство Просвещения разработало единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Согласно этим материалам, требования к аттестации, система оценки и формат проверки знаний педагогов станут едиными для всех регионов.
Одним из недостатков предыдущей системы аттестации педагогических работников была несогласованность требований на федеральном и региональном уровнях. Несмотря на то, что аттестация проходит на основании федерального закона, ее содержание всегда определяли региональные власти.

Министерство Просвещения разработало единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Согласно этим материалам, требования к аттестации, система оценки и формат проверки знаний педагогов станут едиными для всех регионов.

В настоящее время и до декабря 2019 года произойдет окончательная доработка и апробация ЕФОМ по всем предметам. С 2020 года модель аттестации на базе ЕФОМ станет обязательной для всех учителей. А до 2030 года такую аттестацию будут проходить педагогические работники и других должностей.
Как и что оценивает ЕФОМ?
ЕФОМ будет состоять из трех блоков для оценки профессиональных компетенций педагога.
1
Письменная работа по профильной дисциплине (проверка предметных и методических компетенций). Учителя также попросят ответить на вопросы о планировании, целях и задачах урока.
2
Видеоурок (оценка психолого-педагогических компетенций). Здесь оценивается индивидуальный подход педагога к организации и проведению урока, система поощрений учеников. Учитель также должен будет предоставить образец работы учеников с их анализом и выставлением оценки.
3
Решение кейса (для оценки коммуникативных и психологических компетенций). Педагогу предстоит разобраться в какой-то ситуации, решить какую-то задачу. Например, разработать методику и план работы, если в класс пришел новый ученик и его не принимают в коллектив.
Градация должностей и изменение заработной платы сотрудников
Профессиональный стандарт 2019 года определяет категорию учителя – первую или высшую. Это так называемая горизонтальная карьера педагогического сотрудника.
Согласно постановлению Правительства России о внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников, в 2020 году в школах появится новая градация должностей.

  1. Учитель. Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию трудящихся в соответствии с ФГОС, взаимодействие с коллегами, взаимодействие с законными представителями учащихся (с родителями).

  2. Старший учитель или учитель-методист. К обязанностям учителя добавляется методическая работа – проектирование образовательных программ в соответствии с ФГОС, методическое сопровождение педагогов.

  3. Ведущий учитель или учитель-наставник. Могут выполнять функции заведующего кабинетом, классного руководителя, наставника молодых специалистов и педагогов.
Таким образом, помимо горизонтальной, учителю доступна и вертикальная карьера.
Оплата труда также будет зависеть от квалификации сотрудника, от того, какую должность он занимает. Правительство предусматривает в будущем увеличить разрыв между ставками в тарифной сетке от 16 000 рублей до 50 000 руб.

Это позволит стимулировать молодых сотрудников к дальнейшему развитию и самосовершенствованию.

Схематично новая модель аттестации выглядит так (ефом.ру)
Что делать если не прошел аттестацию?
По официальным заявлениям Минобрнауки РФ, тех, кто не пройдет аттестацию, не будут увольнять или понижать их квалификацию.

Таким учителям предлагается пройти специальные курсы в Институте усовершенствования учителей, обновить свои знания и повысить профессиональные навыки на курсах повышения квалификации.
Перспективы современной модели аттестации
Итак, аттестация 2019 года – это не просто экзамен. Это стимул к саморазвитию. Она направлена на решение ряда стратегически важных задач.

  1. Оценка качества труда и формирование заработной платы сотрудника.
  2. Объективная рейтинговая оценка профессиональной подготовки педагогических кадров благодаря введению ЕФОМ и НКТ.
  3. Стимулирование профессионального развития педагога за счет обеспечения карьерного роста.
  4. Возможность досрочной аттестации при наличии соответствующих достижений. Такая необязательная аттестация доступна как молодым, так и уже состоявшимся педагогам, желающим повысить свою квалификацию и уровень оплаты труда.
  5. Оценка развития педагога в динамике, с учетом заслуг его учеников.
  6. Улучшение качества педагогического образования по стране в целом.
Выводы
Модернизация системы аттестации учителей еще не завершена. Однако уже сейчас заметны значительные изменения. Все они направлены на упрощение процесса, на возможность комплексно подойти к оценке знаний педагога. Ведь именно компетентность педагога определяет перспективы развития школьного образования как важного этапа становления личности.
comments powered by HyperComments
Спасибо за внимание и хорошего дня!

Если для Вас актуальны курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации для руководителей и педагогов образовательных организаций - пройдите по ссылке
Читайте наши статьи, посвященные школьной тематике
Показать еще