статьи

Проблемы школьного образования в России

Нынешнее школьное образование сильно отличается от советского. Хорошо это или плохо? Мы выделили несколько проблем современного школьного образования и предлагаем вам с ними ознакомиться.
А что вы думаете по поводу школьной системы образования в России, которая действует сейчас?
Система образования – одна из основ любого государства. То, что ждет нас в будущем полностью зависит от того, как подготовят к этому будущему современных детей. Если в детских садах детям дают основы, учат читать и писать, то в школах дети получают огромный уровень знаний, начинают более полно взаимодействовать с окружающими, учатся жизни. Именно посредством школы ребенок подготавливается к последующей жизни в обществе. От этого зависит их будущее, поэтому, казалось бы, школьному образованию необходимо уделить должное внимание, а государство должно обеспечить качество и доступность этого образования и свести существующие проблемы к минимуму. Тем не менее, в действующей системе школьного образования можно выделить ряд существенных проблем, первая из которых – коррупция.
В школах коррупция проявляется не так остро, как в тех же самых ВУЗах, но она никуда не девается. Кто не вспомнит родительские собрания, на которых просят собрать деньги? Никого не удивишь тем, что в какой-то школе произошло хищение средств из бюджета, а у директора появилась новая машина. Или же родители сделали подарок руководству на окончание учебного года?
От коррупции мы плавно переходим к следующей проблеме, а именно – недостаток финансирования. Пожалуй, это одна из самых важных проблем современного школьного образования, и именно из нее проистекает ряд последующих проблем.
Первой из таких проблем можно назвать страдание качества образования в разных регионах страны. Уровень образованности школьников в крупных городах намного выше, чем в сельских школах. Что говорить, в селах дети могут даже не всегда попасть в школу – всему виной плохая погода и плохие дороги. Нередко сельские школы – это простые деревянные постройки, которые сильно подвержены погодным изменениям. А уж хороших учителей в сельской школе можно пересчитать по пальцам, кому захочется туда ехать?
Еще одна из острых проблем - недостаток молодых учителей. Довольно большая часть педагогов в школе предпенсионного или пенсионного возраста. Конечно, постепенно число молодых учителей увеличивается, сейчас их куда больше, чем было 10 или 15 лет назад, но все-таки подавляющее большинство педагогов – учителя еще советских времен.
Такая тенденция не может не сказаться на уровне подготовки российских учителей. Может ли человек, изучавший иностранный язык 40 лет назад и с тех пор не имевший даже практики обучить детей? Сейчас так уже не делается, а вот это – не используется, правильно по-другому, скажут выпускники ВУЗов и будут правы. К сожалению, в большинстве своем педагоги даже не рассматривают возможность того, что могут ошибаться, не хотят учиться чему-то новому.
Нельзя обойти стороной такую проблему, как непрестижность и непопулярность учительской профессии. В советские времена учителей уважали и боялись, быть учителем было престижно. В современной России профессия учителя совсем непопулярна. Всему виной – маленькие зарплаты, а также сложившиеся отношения с учениками и родителями. Даже за обычный выговор ученику за невыполненное домашнее задание учителя могут вызвать к директору.
Мы рассмотрели проблемы, связанные с финансированием и кадрами, но в современной школе также есть и проблемы с самой программой обучения. Одна из основных проблем заключается в том, что ученикам не дают то, что им может пригодиться в реальной жизни. В школах дети не получат информации о том, как подать иск в суд или на что опираться при выборе работы. Учителя дают очень много теории, а практики в школах почти нет.
Вторая проблема — это то, что теперь в школах учат не ради того, чтобы дать ученику знания, а ради того, чтобы он успешно сдал все тесты. Основная ценность образования теряется, ведь показатель, полученный на тестировании важнее того, чтобы ученик получил необходимую базу знаний и навыков.
Третьей и, пожалуй, последней проблемой можно назвать то, что наши образовательные программы слишком унифицированы. У школьников в разных регионах или у школьников с ОВЗ должны быть свои программы, учитывающие их особенности.
Результатом всех этих проблем стало то, что уровень образования в стране сильно уменьшился. К счастью, в России предпринимается ряд мер, направленных на повышение уровня и качества образования. Не стоит забывать о законе об образовании, принятом в 2012 году, или о президентской инициативе «Наша новая школа».
Как вы думаете, в ближайшем будущем можно будет наблюдать существенные улучшения в школьном образовании или нет?
comments powered by HyperComments
Спасибо за внимание и хорошего дня!

Если для Вас актуальны курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации для руководителей и педагогов образовательных организаций - пройдите по ссылке
Читайте наши статьи, посвященные школьной тематике