Left
Right
У Вас есть вопрос?
Заполните форму и мы Вам ответим
Выберите направление
Откуда Вы о нас узнали?
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Click to order
Total: 
Ваше Имя
Ваш Email
Номер Вашего телефона
Откуда Вы о нас узнали?
статьи

Отчет о самообследовании в 2021 году: изменения, конкретные шаги. Часть 1

Данные 2020 года отличаются для организаций образовательного типа. Поэтому отчет по проделанной работе требуется изменить. Например, ранее не практиковался массовый переход на дистанционную работу. Каждому члену комиссии раздают предписания, чтобы они подобрали требующуюся документацию. У сотрудников должен находиться план-график, в соответствии с которым они составляют отчет по этапам проделанной работы. Руководитель обязан проверить предоставляемый отчет, выявить контрольные точки. Он должен убедиться, что в нем нет ошибок, чтобы не возникло проблем с органами государственного контроля.
Формирование новых поручений по самообследованию, которые раздают сотрудникам в 2021 году
В 2021 году было введено много новой информации, требований. Она кардинально отличается от предыдущих лет. Поэтому самообследование проводится по иной схеме. В документации представлен список новых данных, которые требуется проанализировать, переформулировать и отразить в годовом отчете.

Скачайте памятку для комиссии по самообследованию.
Представлены 4 новых направления для самообследования, выделенные для нестандартных ситуаций, отклонений от нормы. В соответствии с ними, требуется разделить памятку на разделы годового отчета
Первое направление
Сбор данных по внедрению цифровой среды в образовательную организацию
Так как в 2020 году образовательные учреждения начали массово переходить на дистанционное обучение, руководители обязывают каждого сотрудника, учителя отразить в отчете, как прошел этот период. В школах начало проходить внедрение цифровой среды. Работникам образовательных учреждений требуется описать следующие сведения:

степень оснащенности дошкольных или школьных учреждений, чтобы руководство смогло понять, достаточно ли содержится оборудования, чтобы ученики смогли перейти на дистанционное образование в случае необходимости;

выводы педагогов о качестве передачи информации, оценка данных в виде диаграммы.

Чтобы цифровая среда успешно внедрялась в образовательных учреждениях, требуется использовать электронные инструменты. К ним относится видеосвязь, электронный журнал, социальные сети, передатчики сообщений.
Диагностика оптимальности введения цифровых технологий проходит поэтапно:
Поиск ответственных педагогов, определяющих все виды технологии, которые были введены в школьные учреждения для осуществления дистанционного образования.
Опрос по качеству передачи информации через электронные устройства.
Оформление графиков и диаграмм, в которые вводят полученные данные.
Составление оптимальных путей по внедрению новых технологий среди учителей для организации учебной деятельности. Компьютерная грамотность должна преподаваться каждому педагогу, вне зависимости от квалификации работы.
Оценивают качество проведенной деятельности. Школа должна понять, насколько эффективно проводятся занятия в самом учреждении или в дистанционном режиме. Проверяют, может ли школа работать в смешанном формате.
Школа должна разработать и внедрить новые планы учебной деятельности. В них входит материально-техническое обеспечение, качество кадрового обеспечения. Для каждого из этих направлений выделены формулировки.
Фрагмент раздела «Качество кадрового обеспечения»
в отчете о самообследовании школы
Результаты анализа данных по применению педагогами информационных и дистанционных технологий в образовательной деятельности показали, что интенсивность их применения выпала на период перехода в дистанционный режим при распространении коронавирусной инфекции, что является закономерным. Для понимания ситуации в школе было проведено исследование, результаты которого демонстрируют, что 24% педагогов начальной, 32% - основной и 28% - средней школы, а также 30% педагогов дополнительного образования считают, что им не хватает компетенций для подготовки к дистанционным занятиям. 18% педагогов начальной, 28% - основной и 24% - средней школы, а также 28% педагогов дополнительного образования полагают, что им недостаточно компетенций для применения дистанционных инструментов при реализации программ (см. гистограмму). 65% педагогов отметили, что ранее не практиковали такую форму обучения и у них не было никакого опыта для ее реализации.
Второе направление
Оценка качества дистанционного образования
Распространение инфекции covid-19 в 2020 году вынудило многие школы и детские сады перевести образование на дистанционный уровень. Уже в 2021 году руководители должны оценить, как проходил этот этап. Они обязаны выполнить последовательные действия:

оценка качества и степени обучаемости при помощи опроса, составления графиков и диаграмм;
подбор ответственных людей, методик проведения работы через сеть Интернет;
описание новых образовательных программ, применимых к дистанционному обучению;
ответственные люди или педагоги обязаны указать на диаграммах, как менялся уровень обучаемости за прошедший 2020 год.
Руководитель должен провести опрос в образовательных учреждениях, собрав перечисленные данные:
С помощью диаграмм и графиков сравнивают уровни вовлеченности в дополнительное образование на дистанции или в школе, детском саду.
Оценка вовлеченности родителей в дистанционное образование. Учителя и воспитатели проводят опрос.
Педагоги в детском саду должны ответить, какими методами они проводили занятия на дистанционном уровне, насколько качественно это было.
Педагоги в школах указывают поэтапно, как именно они переходили на дистанционное обучение.
Опрос родителей с выяснением мнения о степени удовлетворенности новыми формами образования. Полученные данные оформляют визуально — в графиках, таблицах, диаграммах.
В обязательном порядке указывают, что весенние проверочные работы были перенесены на осень.
В отчете указывают, что Государственная итоговая аттестация была изменена. Девятиклассники получали оценки в соответствии с предварительной аттестацией. Для одиннадцатиклассников прохождение ЕГЭ оставили на выбор.
К отчету подкрепляют разделы про образовательную деятельность, содержание и качество подготовки. Для этого можно использовать примерные формулировки.
Третье направление
Оценка количества учебных пособий для применения дистанционного обучения
Чтобы понять, насколько педагоги и ученики готовы к дистанционному формату, требуется собрать следующие данные:

наличие или отсутствие достаточного количества учебного материала;
степень оснащенности электронными учебниками;
количество оцифрованной учебной литературы.

Если каких-либо данных не хватает, их требуется подготовить заранее, чтобы учебное заведение могло перейти на дистанционную форму за короткое время по необходимости.
Четвертое направление
Оценка степени готовности педагогов для новой модели аттестации
Руководителям требуется подготовить педагогов для проведения новой системы аттестации, которую хотят внедрить в 2021 году. Им требуется оценить, насколько сотрудники готовы к новой форме, модели работы. В ежегодном отчете руководители обязаны уточнить в отчетах, какое количество семинаров прошли педагоги, чтобы пройти новую аттестацию.

Руководитель подбирает ответственного человека, отражающего в отчете следующие данные:

выбор семинаров и новых курсов профессиональной подготовки для повышения квалификации педагогов;
указание основных мероприятий, где предоставляются единые федеральные оценочные материалы;
оценка степени подготовленности сотрудников по возможности реализации задач на дистанции;
составление списка педагогов, которые назначают новые должности, повышают людей в учебном заведении (например, методист, наставник).

Новые данные заносят в разделы по качеству кадрового обеспечения.
Фрагмент раздела «Качество кадрового обеспечения»
в отчете о самообследовании школы
Анализ мероприятий, которые проведены в образовательной организации в 2020 году, по вопросу подготовки педагогов к новой модели аттестации свидетельствует об отсутствии системности в работе по этому направлению. Так, методическое объединение учителей начальной школы один раз в плане работы отразило вопрос о новых подходах к аттестации. Объяснением сложившейся ситуации может служить сохранение действующей модели аттестации до 31.12.2020 и отсутствие утвержденных на федеральном уровне документов, закрепляющих новую.
Семь шагов самообследования: что включить в план-график
Ежегодный отчет о самообследовании в образовательных учреждениях должен сдаваться до 20 апреля. Поэтому в феврале составляется план-график, другая важная информация, которую требуется в последующем передать руководителю. Каждый сотрудник должен указать изменения в режиме работы школы, особенно это касается дистанционного обучения. Это помогает учителям и воспитателям создавать новый план обучения для следующего рабочего года, изменять пункты в соответствии с потребностями учеников.

Учредитель, руководитель должен получить план-график, отчет до 20 апреля каждого года. Он сможет определить все недостатки в обучении, новые этапы работы, чтобы успешно применить измененные направления на следующий год. Так как в 2020 году появилась новая коронавирусная инфекция, на 2021 год было разработано успешное методическое пособие по переходу школ или отдельных классов на дистанционное обучение. Все этапы продуманы до мелочей, чтобы педагогам и ученикам было удобно работать в новой форме. Чтобы удачно сдать отчет самообследования для нового года, требуется использовать план, состоящий из 7 уровней. Его составляют в виде отчета, прилагая план-график с диаграммами. Педагоги также могут отразить новые направления, мероприятия, которые они хотят видеть в будущем учебном году.

Для оценки внутренней системы контроля детского сада используют пособие на сайте.
На первом этапе требуется подготовиться к самообследованию. Применяют последовательные действия.
    Совещание. Так как самообследование для школ и детских садов не регламентировано на законодательном уровне, создают внутреннее совещание. На нем должен присутствовать директор или заведующий учебного заведения;
    Руководитель издает приказ о проведении самообследования. В соответствии с ним, педагоги должны разработать план-график, чтобы оценить качество образования в в учреждении, указать новые уровни рабочей деятельности.
    Назначают председателя комиссии. Им может быть старший воспитатель, заместитель руководителя или другой член организации, обладающий руководящей должностью. Он должен собирать информацию с разных отделов школы или детского сада, записывать полученные данные в отчет, приложив графики и диаграммы.
    Чтобы успешно провести первый этап подготовки, рекомендуется скачать готовые приказы о самообследовании для школы и детского сада на 2021 год.

    Порядок проведения самообследования не входит в список обязанностей директоров и заведующих образовательных учреждений. Эти этапы должно утверждать Минобрнауки.

    В комиссию вводят сотрудников, работающих в разных направлениях образовательного учреждения. Каждый из них должен анализировать полученные документы в области своей специфики. Например, руководитель хозяйственного отдела оценивает материально-техническую базу. В комиссию включают работников абсолютно из всех отделов, чтобы собранные данные были точны. Каждый руководитель вправе самостоятельно подбирать людей, которые будут входить в комиссию. Они обязаны прочитать указ, подписать его в случае согласия.

    В конце приказа указывают сроки, в течение которых выбранные сотрудники передают отчет о самообследовании для руководителя.
    Сбор полученных данных о качестве работы детского сада или школы. Информация собирается с временных промежутков.
      • 2019−2020 год — с 1 января по 31 августа 2020 года;
      • 2020−2021 год — с 1 сентября по 31 декабря 2020 года.

      Сбор информации проходит по двум этапам.

      1. Аналитическая часть. Подготавливают данные, указанные в пункте 6 указа, утвержденного Минобрнауки.
      2. Статистическая часть. Данные анализируются, переносятся в таблицы, диаграммы и графики. Эти действия тоже указаны в приказе от Минобрнауки.
      Оценивают объекты деятельности сотрудников, проверяет прошлогодние отчеты. Выявляют информацию, которая осталась прежней, неизменной. Например, в отчет по 2020 году вносят следующие пункты из 2019 года:

      • общие сведения при условии сохранения идентичного названия, отсутствия перемен в руководстве;
      • внутренняя система оценки качества образования после опроса школьников, родителей (удовлетворенность предоставляемой информации, процесса и формата обучения).
      Сбор информации проводят по основным направлениям:

      качество образования;
      процесс внедрения информация среди учащихся;
      содержание информации и качества подготовки учеников к учебной деятельности;
      принятие учеников в ВУЗы или на рабочие должности;
      качество и степень обеспечения учеников и педагогов методическими пособиями, технической базой.
      Сотрудники обязаны указывать в отчетах, какие методики применяются для внедрения информации среди учеников. Например, к ним относятся мессенджеры, видеоконференции, социальные сети. Оценивают степень восприимчивости учеников и педагогов к новым образовательным программам, внеурочной деятельности и воспитательной работе в условиях распространения коронавирусной инфекции, и введения ограничительных мер по работе образовательных учреждений. В связи со сложившейся ситуацией детский сад или школа обязана выявить, достаточно ли содержится цифрового оборудования, новых технологий, чтобы обеспечивать полный процесс обучения. Для этого можно пройти курсы, ознакомьтесь с ними по ссылке.
      Подготовка отчета о самообследовании. Многие образовательные учреждения имеют небольшие филиалы. Поэтому отчет о самообследовании ДОУ включает совокупность всех филиалов и центрального отделения. Если они отсутствуют, отчет подготавливают только по основной организации.
      В зависимости от полученных данных документацию можно составлять по следующим схемам:

      анализ каждого филиала в отдельном разделе;

      использование целого блока, где предоставляются данные в комплексе.

      Рекомендуется вставлять данные в таблицу. В ней указывают цифры по каждому филиалу в отдельности и их совокупности для всей организации. В конце отчета указывают, какая доля педагогов предоставила соответствующие данные, какое количество сотрудников направляется на повышение квалификации в 2021 году. Перечисленные сведения помогут руководителю составить финансовый план для школы или детского сада, откорректировать его для следующего года.

      В отчет дополнительно включают следующие данные, характерные для 2020 года:

      • степень качества применения цифровых технологий;
      • оценка компетенции каждого сотрудника, педагога в применении компьютеров и других электронных средств;
      • оценка количества педагогов и специализированного цифрового оборудования для обучения, предназначенного каждому из них.

      В детские сады дополнительно включают следующие данные:

      • наличие или отсутствие групп с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ);
      • оценка состава кадров, присутствие воспитателя и их помощников для каждой группы;
      • характеристика работы с группами, где присутствуют дети с ОВЗ;
      • возможность перехода работы группы ОВЗ на дистанционный режим;
      • памятка о необходимости принятия на работу новых педагогов для ведения групп, чтобы руководитель смог своевременно расширить штатный состав, расписание;
      • выработка плана по финансированию детского сада на следующий рабочий год.

      Таблицу о деятельности детского сада или школы требуется заполнить до 31 декабря 2020 года. Чтобы руководитель смог наглядно выявить степень работы образовательного учреждения, рекомендуется применять следующие методики:

      • сравнительная характеристика показателей в течение разных учебных годов;
      • формирование вывода для каждого раздела;
      • использование таблиц, диаграмм, схем, фотографий и других наглядных изображений.

      В выводе каждый руководитель должен понять, насколько качественно проводится та или иная деятельность в учебном заведении. Особенно это касается дистанционного обучения, которое было внедрено в 2020 году. Руководитель должен понять, как каждый педагог справляется со своей деятельностью. Сотрудники указывают, выполнили ли они работу в дистанционной форме, смогли ли качественно обучать учеников.
      Рассмотрение отчета с региональным органом управления. Эти действия можно проводить на педагогическом совете или ином сборе для руководителей и их заместителей. Каждому участнику раздают отчет, с которым требуется ознакомиться и внести свои предложения.
      С учетом распространения коронавирусной инфекции далее проводят следующие действия:

      ‣ дистанционная передача отчета членам педагогического совета;

      ‣ использование Skype, электронной почты, других электронных источников, чтобы предоставлять информацию;

      ‣ направление уведомления от руководителя, что каждый сотрудник должен ознакомиться с отчетом в краткие сроки, согласовать его, внести изменения;

      ‣ назначение даты для проведения конференции сразу со всеми сотрудниками, принимающими участие в обсуждении отчета по самообследованию;

      ‣ сотрудники, изучившие отчет, могут в идентичной форме отправить свои замечания (например, по Skype или электронной почте);

      ‣ фиксирование замечаний, указанных сотрудниками, например, с помощью сохранения письма, где указывают согласования и пометки (документ можно распечатать и приложить к основному отчету).

      Руководитель принимает решение в конце заседания. Оно должно улучшать качество обучаемости учеников в школе или детском саду. Если некоторые участки текста не соответствуют данным, руководитель вправе направить их на доработку.
      Утверждение отчета. Руководитель пересматривает полученные данные, чтобы утвердить готовый текст.
      Для этого применяют 2 способа:

      издание указа об утверждении;
      применение грифа утверждения сразу на титульном листе готового отчета (должна располагаться надпись «УТВЕРЖДАЮ»).

      В утверждении указывают имя руководителя, его подпись и расшифровку. Чтобы подтвердить документ, ставят печать.
      Направление отчета учредителю до 20 апреля каждого года.
      Он вправе принимать документ двумя способами:

      бумажный;
      электронный.

      Отчет направляется в совокупности с сопроводительным письмом. Так руководитель сможет иметь подтверждающие документы, что он отправил его в должные сроки. Государственные органы инспекции не могут применить предписания, например, при потере документа.
      Перемещение готового отчета на сайт школы, детского сада. Он должен содержаться в разделе «Сведения об образовательной организации».
      Если этот пункт не выполнен, руководителю предписывают административную ответственность. Он обязан выплатить штраф в размере 10−30 тыс. руб. Штраф для всей организации составляет 50−100 тыс. руб. Также учредитель может привлечь руководителя к дисциплинарной ответственности. Например, выписав замечания, из-за которого может уменьшиться сумма заработной платы.