статьи

Как обеспечить ВСОКО в детском саду

статьи
Как обеспечить ВСОКО в детском саду
ВСОКО — это внутренняя система оценки качества образования, являющееся отдельным направлением управленческой деятельности. Используя эту систему оценок, получится оценить эффективность работы педагогов и ее соответствие стандартам ФГОС ДО. Для этого нужно соблюсти ряд условий, чтобы правильно организовать ВСОКО в детском саду.
Как организовать ВСОКО в дошкольном учреждении
Администрация ДОУ должна разработать локальные акты и собрать рабочую группу, чтобы создать необходимые условия для внутренней системы оценивания. В обязанности рабочей группы входит выбор методик, определение критериев и показателей эффективности дошкольного образования. Полученные данные понадобятся для своевременного повышения качества образования в детском саду.
Одна из главных задач ДОУ — создание собственной системы оценивания и проведения самодиагностики. Это положение закреплено подпунктом 13 п. 3 ст.28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». В каждом детском саду должна быть разработана и принята собственная методика оценки деятельности дошкольных педагогов.
Разработка локальных актов
Система оценки образования в ДОУ должна быть организована с использованием локальных актов. Необходимо подготовить следующую документацию:
положение о ВСОКО;
порядок проведения оценочных мероприятий в рамках ВСОКО;
приказ о создании рабочей группы с указанием ответственных лиц за каждое направление оценки. За отдельным специалистом закрепляют одно направление;
дополнительные приказы и распоряжения.

Разрабатывая положение о ВСОКО, руководитель должен включить следующие разделы:
  • Описать цели, задачи и принципы системы оценки образовательной деятельности педагогов в ДОУ.
  • Организационную и функциональную структуру.
  • Способы реализации и общественные мероприятия для проведения контроля качества образования в детском саду.
  • Описать цели, задачи и принципы системы оценки образовательной деятельности педагогов в ДОУ.
  • Организационную и функциональную структуру.
  • Способы реализации и общественные мероприятия для проведения контроля качества образования в детском саду.
Для реализации ВСОКО в дошкольном учреждении придется внести коррективы в другие документы:
устав ДОО;
документы о самообследовании, как важную часть ВСОКО;
положение об Управляющем совете.

Без документов администрация ДОУ не сможет создать правильные условия для организации ВСОКО. В них должны быть подробно прописаны критерии качества и то, как необходимо проводить оценку образовательной деятельности в детском саду.
Организация рабочей группы
Одной из обязанностей заведующей является создание рабочей группы, которая будет заниматься разработкой и реализацией ВСОКО.

В ее состав входят:
представители администрации ДОО;
члены учебного совета;
представители родительского комитета;
специалисты методического сопровождения;
представители творческих групп.

В обязанности рабочей группы входят:
выбор методик оценки результативности образовательной деятельности;
определение показателей, отражающих состояние и прогресс развития системы образования в ДОО;
разработка критериев оценки профессиональной компетентности педагогов.

За каждым специалистом необходимо закрепить определенное направление, качество деятельности которого они будут оценивать. Все полномочия должны быть зафиксированы в приказе и документах.
Разработка критериев и показателей оценки
Цель ВСОКО заключается в том, чтобы уровень дошкольного образования соответствовал всем требованиям, перечисленным в ФГОС ДО. Поэтому рабочая группа должна разрабатывать критерии, взяв за основу ФГОС ДО.

В госстандарте перечислены требования к реализации основной дошкольной образовательной программы, принятой в ДОУ:
  • Кадровым
    Педагоги должны быть компетентными специалистами, получившими профильное образование. Иногда сотрудникам нужно повысить свою квалификацию. Сделать это можно дистанционно, воспользовавшись Интернет-ресурсами.
  • Психолого-педагогическим
    Должны быть организованы комфортные условия для пребывания детей в группах.
  • Материально-техническим
    Администрации следует позаботиться о наличии техники для обучения, учебно-дидактических материалов.
  • Финансовым
    Необходимо выделить средства для проведения занятий в детском саду.
  • Предметно-образовательной
    Предметно-образовательной среде для всестороннего развития ребенка.
  • Кадровым
    Педагоги должны быть компетентными специалистами, получившими профильное образование. Иногда сотрудникам нужно повысить свою квалификацию. Сделать это можно дистанционно, воспользовавшись Интернет-ресурсами.
  • Психолого-педагогическим
    Должны быть организованы комфортные условия для пребывания детей в группах.
  • Материально-техническим
    Администрации следует позаботиться о наличии техники для обучения, учебно-дидактических материалов.
  • Финансовым
    Необходимо выделить средства для проведения занятий в детском саду.
  • Предметно-образовательной
    Предметно-образовательной среде для всестороннего развития ребенка.
Учитывая все требования по каждому направлению, рабочая группа определяет критерии, по которым будет оценивать компетентность педагогов. Основной критерий можно сформулировать как соблюдение принципа насыщенности в организации РППС на дошкольных занятиях. Образовательную среду организуют, взяв за основу стандарты ФГОС ДО.
Образовательная среда должна быть мобильной, доступной и безопасной для детского здоровья и психики. Педагоги должны использовать ИКТ для проведения занятий, учитывая требования СанПиН.
Одним из важных критериев оценки является профпригодность сотрудника. Он должен иметь профильное образование и периодически проходить курсы повышения квалификации. Если дошкольный работник хочет сменить сферу деятельности или повысить свои профессиональные навыки, он может записаться на Интернет-курс.

Показатели для оценки направления должны быть конкретными. Например, для оценки насыщенности и организации предметно-пространственной среды для дошкольника критерии будут следующими:
  • Есть необходимые обучающие и воспитательные средства (включая технические), материалы, оздоровительное оборудование, инвентарь с учетом особенностей основной образовательной программы ДОУ.
  • Организация образовательной среды и различных учебных материалов, оборудования для всестороннего развития своих воспитанников — игровую, познавательную, исследовательскую и творческую виды деятельности, включая проведение экспериментов доступными материалами.
  • Организация образовательного пространства, полностью обеспечивающего двигательную активность воспитанников, включая мелкую моторику, проведение соревнований и подвижных игр.
  • Организация комфортной психолого-эмоциональной обстановки для ведения образовательной деятельности.
  • Создание возможностей для творческого самовыражения дошкольников.
  • Есть необходимые обучающие и воспитательные средства (включая технические), материалы, оздоровительное оборудование, инвентарь с учетом особенностей основной образовательной программы ДОУ.
  • Организация образовательной среды и различных учебных материалов, оборудования для всестороннего развития своих воспитанников — игровую, познавательную, исследовательскую и творческую виды деятельности, включая проведение экспериментов доступными материалами.
  • Организация образовательного пространства, полностью обеспечивающего двигательную активность воспитанников, включая мелкую моторику, проведение соревнований и подвижных игр.
  • Организация комфортной психолого-эмоциональной обстановки для ведения образовательной деятельности.
  • Создание возможностей для творческого самовыражения дошкольников.
Согласно требованиям ФГОС ДО в компетенцию дошкольных педагогов входит проведение педагогической диагностики детей. Это необходимо для проверки эффективности профессиональной деятельности специалистов. Полученные результаты понадобятся для планирования дальнейшей работы.
Выбор методов оценки
Для проведения оценки качества образования рабочая группа должна провести мониторинг. Это сбор данных, их анализ, беседа с педагогами, проведение анкетирования.

Также необходимо провести контроль:
оперативный;
тематический;
фронтальный;
итоговый;
взаимоконтроль.

Инструмент для проведения оценки специалисты выбирают с учетом критериев и показателей, которые нужно проанализировать. В случае педагогической диагностики ведущим методом будет наблюдение за деятельностью дошкольников (образовательной, игровой и др.).

Рабочая группа должна самостоятельно разработать диагностику или выбрать уже из готовых вариантов. Для оценки РППС используют качественные и количественные методы. Результат фиксируют в специальных оценочных листах. Можно использовать уровневую оценку.