статьи

Санитарные правила вместо СанПиН для школы в 2021 году

статьи
Санитарные правила вместо СанПиН для школы в 2021 году
С января 2021 года начали действовать новые регламенты санитарного назначения для школы. Учреждения обязаны соблюдать их для получения необходимого оборудования, снабжения учеников требующимися предметами, безопасного оснащения территории. В рекомендациях указаны не только основные требования, но и правила их исполнения.
Изменения в работе, новые требования
В январе 2021 года все работники школьных учреждений обязаны исполнять новые правила. Об этом их информирует начальство. Чтобы выявить новые регламенты, можно ознакомиться с постановлением. В нем указаны основные направления:
осуществление транспортировки детей от места жительства к школе;
защита от ветра и снега;
высадка на территории школы новых деревьев кустарников и других растений;
создание новой ограды;
создание отдельной площадки для сбора мусора, степень наполняемости мусоросборника;
применение подвального или цокольного этажа;
соотношение этажей для содержания учеников с 1 по 4 класс;
маркировка мебели;
закупка продукции соответствующего качества;
сертификация и соответствие качеству электронных устройств, полимерных покрытий для площадок, материала посуды для приготовления и употребления пищи, конструкции столов и столешниц санитарным требованиям;
частота проверки вентиляции и ее соответствие основным требованиям СанПин;
качество проветривания, освещение помещений;
правильность конструкции отопительных приборов;
качество уборки;
справки медицинского назначения;
передача в Роспотребнадзор информации о производимых мероприятиях;
перемещение детей через железнодорожный транспорт.

Перейдите по ссылке, чтобы посмотреть полную таблицу основных изменений в работе школы, которые вводятся в 2021 году.

Можно узнать каждое из вышеперечисленных требований, если заранее просмотреть таблицу новых нормативно-правовых актов. Если этого недостаточно, каждый руководитель заранее может пройти курс профессиональной переподготовки «Управление в образовании. Квалификация — Руководитель образовательной организации».
Подвоз детей
В правилах регламентируется перевозка детей от места жительства до школы, и в обратном направлении.

Правило осуществимо при соблюдении следующих предписаний:
образовательные учреждения находятся в более чем 500 м от места жительства семьи, при наличии труднодоступной местности — 800 м, в сельском поселении — более 1 км;
отсутствует общественный транспорт, который мог бы перевозить учеников с места жительства до учреждения;
у семьи ученика отсутствуют средства для его перемещения на общественном транспорте.

Место сбора детей должно соответствовать следующим требованиям:
не более 500 м от дома в городской местности, 1 км — в сельской;
применение автотранспорта, его нанимает руководитель по договору подряда с перевозчиком.

Составляют отдельный приказ для соблюдения правил перевозки по нормативно-правовым актам:
общий путь в одну сторону не должен превышать 30 км;
точное указание всего маршрута;
внесение марки, номера автобуса, имени перевозчика, ответственного за перемещение детей;
список детей с указанием фамилии, имени, отчества.

При перевозке детей должны соблюдаться все правила, чтобы обеспечить их безопасность, доставку в обе стороны.
Озеленение территории
Чтобы степень озеленения территории совпадала с новым регламентом, требуется предварительно проверить количество насаждений. Они должны занимать не менее 50% от всей площади, где отсутствуют постоянные сооружения. Выделяют следующие исключения, при которых цифра уменьшается:
расположение школы в районе Крайнего Севера (степень озеленения осуществляется в соответствии с климатическими условиями);
стесненная застройка (степень озеленения уменьшается до 25%).

Когда руководитель понял, насколько требуется увеличить количество растений, он приступает к процедуре озеленения. Она должна соответствовать следующим требованиям:
Высадка по всему периметру
Отсутствие ядовитых плодов
Взаимозаменяемость каждого растения
Отсутствие растений на пути проезда транспорта
Закупка саженцев при условии недостаточности растений
Все действия должен выполнять подрядчик, с которым заранее был заключен договор для благоустройства. Руководитель обязан выявлять степень и качество выполнения работы. Уход за посадками осуществляет дворник. Рабочая комиссия периодически проверяет степень озеленения, безопасность растений для детей.
Ограждение территории
Чтобы обеспечить безопасность учеников, ограждение территории должно соответствовать следующему регламенту:
отсутствие любых повреждений;
соответствие высоты забора, качества применяемого материала с нормами местного градостроительства, правилами благоустройства;
проектирование ограждения для школы выполняют на усмотрение руководителя и застройщика;
с 1 января 2021 года вышло новое правило, в соответствии с которым в школьных образовательных учреждениях должен располагаться сетчатый забор с высотой не менее 1,2 м.

Если руководители или другие работники выявляют малейшие нарушения целостности забора, их требуется незамедлительно устранить. Чтобы выполнить эти действия, руководствуются правилами законодательства. То есть работу выполняет ремонтная группа, с которой был заключен контракт.
Сбор, вывоз отходов
На территории школы должна присутствовать площадка для хранения отходов. С этой целью выделяют отдельную хозяйственную зону, которая должна располагаться непосредственно вблизи въезда транспорта для вывоза мусора. Если это правило не соответствует нормам, руководитель обязан обратиться в органы местного самоуправления. Для этого подают документы в письменном виде. Орган местного управления может переместить площадку или посоветовать оставить ее на прежнем месте, отправив письменный ответ.

Каждый мусорный бак должен заполняться не более чем на 2/3 объема. Если это правило не может быть соблюдено из-за большого количества отходов, обращаются к оператору по вывозу мусора. Он может ответить соглашением или отказом. Во втором случае добавляют новые контейнеры, которые тоже заполняют не более чем на 2/3 объема.
Использование подвальных и цокольных помещений
В подвале разрешено оборудовать помещения следующих типов:
‣ хранилище для книг, тир, гардероб;
‣ постирочная, душевая, умывальная;
‣ гладильная, хозяйственная.
На цокольном этаже сооружают помещение другого предназначения:
‣ тренажерный зал;
‣ туалет;
‣ обеденная комната.
Для других целей эти этажи в школьном учреждении не предназначаются. Особенно это касается медицинского блока, так как для него требуются определенные условия.

Перед сооружением новых комнат создают условия, предписанные санитарными и гигиеническими нормами:
устранение следов грязи;
уничтожение плесени;
соответствие правилам пожарной безопасности.

Некоторые помещения должны соответствовать специальным требованиям в соответствии с законодательством. Например, спортивный зал должен соответствовать регламентам приказа от Министерства спорта.
Запрос и хранение документов о соответствии качеству
Вся продукция, закупаемая в образовательное учреждение, должна соответствовать следующим параметрам качества, государственным нормам:
наличие сертификата, декларации или других документов, подтверждающих гарантию качества;
наличие документа на покрытие для игровых площадок и спортивных комнат;
сертификация для электронных устройств;
сертификация мебели, оборудования, строительных материалов, игрушек.

Ранее в нормативно-правовые акты не были включены предметы мебели, отделочные материалы и другие категории. Поэтому руководитель должен проверять все стандарты качества. Поставщик обязан предоставлять оригинал или копию документа. В последнем случае он заверяется нотариусом.
Обзор новых требований
Чтобы узнать точный обзор новых требований для расписания занятий, соблюдения правил безопасности, поставки нового оборудования, требуется ознакомиться с постановлением главного санитарного врача РФ. Поправки вошли в нормативно-правовые документы лишь с 1 января 2021 года. Поэтому руководитель должен удостовериться, что все корректировки внесены верно. Это предотвратит вмешательство Роспотребнадзора и СанПиНа.

В постановлении указаны обязательные пункты:
соответствие качеству меловой или интерактивной доски;
наличие компьютеров или других гаджетов;
качество проведения уроков физкультуры;
своевременное выполнение разминки, гимнастики для глаз;
правильное применение наушников;
дезинфекция помещения, отдельных предметов, электронного оборудования;
составление второй смены, классов с углубленным изучением отдельных предметов;
нагрузка на учеников разных классов;
облегченный учебный день;
продолжительность уроков, перемен, факультативов, каникул;
количество проведенных контрольных работ;
регламентация периода для использования электронных устройств, мобильных средств связи;
проведение дистанционных занятий, их расписание;
состав классов с учениками, имеющими ограниченные возможности здоровья;
правила проведения экзаменов.

Все действия должны быть постепенно организованы с начала 2021 года.
Новое учебное оборудование
На 2021 год требуются следующие предметы для обучения детей в школе:
интерактивные доски с матовой поверхностью;
создание матовой, антибликовой поверхности на меловых досках, если они все еще содержатся в учебном заведении;
компьютеры или гаджеты для их замены в соответствии с санитарными требованиями по размеру и качеству.
С 2021 года запрещено использовать мониторы, в составе которых содержатся электронно-лучевые трубки. Если в наличие есть ноутбуки, дополнительно закупают клавиатуру. Это упрощает использование гаджета для детей начальных классов. Закупают мебель и оборудование для полного соответствия учебного класса новым регламентом. Для этого заключают контракт с поставщиком.
Безопасность проведения занятий
Чтобы занятия детей в учебных аудиториях проходили с полной безопасностью, требуется соблюдать старые и новые правила, прописанные в нормативах.
  • Контроль занятий физкультурой
    Детей предварительно проверяет медицинский работник, распределяя каждого из них по группам, в соответствие с состоянием здоровья. Учитель физкультуры должен создать дополнительные группы, в зависимости от возраста, пола, отклонений здоровья. Он обязан предварительно проверить спортзал на соблюдение всех санитарных норм.
  • Правильное применение электронных устройств
    Учитель обязан периодически проводить гимнастику для глаз, чтобы снижать нагрузку. Ее выполняют в период перемены и посередине занятий. Если электронные устройства отсутствовали, проводилась работа с книгами, гимнастику для глаз проводят только на перемене.
  • Осуществление физкультурной минутки
    Это упражнения во время урока для снятия напряжения с групп мышц. Педагог разрабатывает их самостоятельно.
  • Применение наушников
    Максимальный период их использования должен составлять не более 1 часа для учеников разного возраста. Учитель должен проконтролировать громкость, которую устанавливают на 60% от максимально допустимого уровня. Запрещено использовать внутриканальные наушники.
  • Перевод в спящий режим
    Выключение или перевод оборудования электронного типа в спящий режим сразу после завершения работы.
  • Ежедневная дезинфекция электронных устройств сразу после завершения рабочего дня
    К ним относят компьютерную мышь, сенсорный экран, клавиатуру. Для этого применяют 70% спиртовые салфетки. Используют правила применения, указанные на упаковке.
  • Контроль занятий физкультурой
    Детей предварительно проверяет медицинский работник, распределяя каждого из них по группам, в соответствие с состоянием здоровья. Учитель физкультуры должен создать дополнительные группы, в зависимости от возраста, пола, отклонений здоровья. Он обязан предварительно проверить спортзал на соблюдение всех санитарных норм.
  • Правильное применение электронных устройств
    Учитель обязан периодически проводить гимнастику для глаз, чтобы снижать нагрузку. Ее выполняют в период перемены и посередине занятий. Если электронные устройства отсутствовали, проводилась работа с книгами, гимнастику для глаз проводят только на перемене.
  • Осуществление физкультурной минутки
    Это упражнения во время урока для снятия напряжения с групп мышц. Педагог разрабатывает их самостоятельно.
  • Применение наушников
    Максимальный период их использования должен составлять не более 1 часа для учеников разного возраста. Учитель должен проконтролировать громкость, которую устанавливают на 60% от максимально допустимого уровня. Запрещено использовать внутриканальные наушники.
  • Перевод в спящий режим
    Выключение или перевод оборудования электронного типа в спящий режим сразу после завершения работы.
  • Ежедневная дезинфекция электронных устройств сразу после завершения рабочего дня
    К ним относят компьютерную мышь, сенсорный экран, клавиатуру. Для этого применяют 70% спиртовые салфетки. Используют правила применения, указанные на упаковке.
Занятия должны проводиться без вреда для состояния здоровья учеников.
Корректировка расписания занятий
Организация работы с гаджетами
В соответствии с измененными нормами установлена новая продолжительность использования разных типов электронных устройств детьми в образовательных учреждениях. Период затрагивает учеников разных классов, возрастов, состояния здоровья.

Для школы, где используют электронные устройства, разные виды гаджетов, разработаны правила:
  • Для детей дошкольного возраста применение электронных гаджетов в школе недопустимо.
  • Отмена регламента, контролирующего количество уроков с применением гаджетов. Например, ранее для учеников 1−4 классов разрешалось использовать электронные устройства лишь на 1 урок в день. Сейчас каждый учитель решает сам, применять ли гаджет на уроке. Электронные устройства разрешено использовать на каждом из них.
  • На 1 уроке можно использовать лишь 1 вид электронных устройств. Например, если в школе содержатся одновременно планшеты, компьютеры, ноутбуки, интерактивная доска, учитель выбирает только 1 из этих видов. Например, для уроков математики применяют интерактивную доску.
  • С 2021 года вышел приказ о запрете использования смартфона для работы на уроке. Ранее только учитель мог запретить это действие, сейчас это регламентировано нормативными актами.
  • Основной или заменяющий учитель должен контролировать соответствие рабочего места всем стандартам. Например, между ребенком и экраном монитора должно быть не менее 50 см. Планшет тоже разрешен к использованию, но должен быть наклонен на 30 градусов.
  • Если начался дистанционный курс обучения, требуется придерживаться нормы работы с электронными устройствами. Учитель должен сам контролировать расписание занятий, в зависимости от загруженности класса, его умственных, рабочих способностей для понятия предмета, учебного процесса. Максимальный учебный день продолжается до 18 часов. Каждый урок должен быть не более 40 минут.
  • Для детей дошкольного возраста применение электронных гаджетов в школе недопустимо.
  • Отмена регламента, контролирующего количество уроков с применением гаджетов. Например, ранее для учеников 1−4 классов разрешалось использовать электронные устройства лишь на 1 урок в день. Сейчас каждый учитель решает сам, применять ли гаджет на уроке. Электронные устройства разрешено использовать на каждом из них.
  • На 1 уроке можно использовать лишь 1 вид электронных устройств. Например, если в школе содержатся одновременно планшеты, компьютеры, ноутбуки, интерактивная доска, учитель выбирает только 1 из этих видов. Например, для уроков математики применяют интерактивную доску.
  • С 2021 года вышел приказ о запрете использования смартфона для работы на уроке. Ранее только учитель мог запретить это действие, сейчас это регламентировано нормативными актами.
  • Основной или заменяющий учитель должен контролировать соответствие рабочего места всем стандартам. Например, между ребенком и экраном монитора должно быть не менее 50 см. Планшет тоже разрешен к использованию, но должен быть наклонен на 30 градусов.
  • Если начался дистанционный курс обучения, требуется придерживаться нормы работы с электронными устройствами. Учитель должен сам контролировать расписание занятий, в зависимости от загруженности класса, его умственных, рабочих способностей для понятия предмета, учебного процесса. Максимальный учебный день продолжается до 18 часов. Каждый урок должен быть не более 40 минут.
Если участники будут соблюдать все требования санитарных норм, они смогут сохранить состояние зрения, функцию опорно-двигательного аппарата.
Перераспределение детей с ОВЗ
В классах или группах продленного дня, где обучаются дети с ОВЗ, должны соблюдаться правила по комплектации. Если в одном классе учеников больше, в другом меньше, можно провести перекомплектацию. Данные по максимальному количеству человек на один класс содержатся в постановлении.

Указаны дети, имеющие следующие дефекты развития:
глухота, слепота, немота;
умственная отсталость, задержка психического развития, аутистический спектр;
патология опорно-двигательного аппарата;
сниженная функция интеллекта.

По новым правилам, в один класс можно включать не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья. Это помогает им быстрее социализироваться, принять новые условия, привыкнуть к нагрузке.
Исключенные требования
С 2021 года в список санитарных правил включили только требования. Некоторые рекомендации были полностью исключены или их переместили в список обязательных. Чтобы выявить полный перечень, требуется ознакомиться с постановлением. В ней содержится перечень исключенных правил:
применение керамической плитки в санузлах;
выявление оптимальных точек для установления светильников;
применение подоконников для расстановки цветов;
применение занавесок светлых оттенков;
возможность применения контрольной работы только на 2, 3, 4 уроках;
правила по соблюдению рабочей позы, оптимальной для обучения;
за 1 неделю должно проводиться не менее 3 физкультурных занятий;
запрет на применение балльной системы в первом классе.

Министерство Просвещения в указах утвердило максимальный период для проведения домашнего задания. Он отличается для каждого класса, зависит от возраста и возможностей здоровья.
Новые требования с 1 марта
С 1 марта 2021 года в законную силу вступят новые гигиенические нормативы для образовательных учреждений. Гигиенические нормативы включают следующие нормы, регламентирующие деятельность учеников и учителей в образовательном учреждении:
минимальная площадь помещений;
состав, расстановка, размеры мебели;
качество, степень освещения каждого помещения в зависимости от предназначения;
нормы температуры, влажности воздуха каждого помещения;
наличие допустимого шума, содержание вредных веществ в воздухе;
количество раковин, унитазов, их основные параметры;
степень инсоляции помещений, других территорий школы;
оборудование в пищеблоке;
параметры рекреации;
основные правила по проведению уроков и внеурочного времени;
контроль мебели, электронных устройств, применяемых во время обучения;
выбор бумажных, электронных учебников;
временной промежуток, требующийся для выполнения домашних заданий.

Чтобы ознакомиться с таблицей новых требований к учебному оборудованию и скачать ее — Вы можете перейти по этой ссылке.

Перечисленные требования должны применяться с 1 марта 2021 года. Если временной промежуток недостаточен, руководитель обязан обеспечить соблюдение новых правил в короткие сроки.