Творческое развитие детей — одна из основ гармоничного становления личности. Творчество развивает воображение, социальные навыки, помогает детям при переживании кризисных состояний, помогает победить комплексы.

Вместе с тем, окружающий мир стремительно меняется, вынуждая его жителей быстро адаптироваться к условиям, заставляет все чаще прибегать к креативным и оперативным решениям ситуаций. Для того, чтобы в личности формировалось умение нестандартно мыслить, необходимо развивать это с самого детства. И в этом как раз и помогает творчество.

Образование в Российской Федерации последние годы все активнее берет курс на всестороннее развитие детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них творческое развитие несет под собой более важные аспекты и дает детям с ОВЗ:
Ощущение своей личностной ценности, улучшение самооценки.
Возможность выстраивать социальные контакты, что очень важно для развития гармоничной личности.
Контроль собственных эмоций, положительный выброс энергии.
Избавление от негативных переживаний.

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ является одной из важнейших задач для специалистов организаций. Это дает хорошее подспорье в реабилитации и интеграции ребенка в современный мир.

Учреждения, которые занимаются детьми с ограниченными возможностями здоровья, должны приложить максимум усилий в работе по разностороннему развитию воспитанников.
Организация развивающей работы в социальных и образовательных организациях
Для того, чтобы работа с детьми, имеющими особенности здоровья, имела успех и была наиболее эффективной, необходимо придерживаться определенных правил, учитывая:
Структуру дефекта, вызывающего ограничения возможностей здоровья ребенка;
Ориентацию деятельности на становление личности воспитанника;
Необходимость формирования ситуаций успеха;
Возраст, физические и интеллектуальные возможности ребенка;
Необходимость создания атмосферы, вызывающей эмоциональный отклик у детей;
Объединение разных видов деятельности;
Необходимость реализовать потребность воспитанников в социальной принадлежности;
Организацию социального взаимодействия между детьми.
Подготовка к занятиям
Перед тем, как начать взаимодействие, необходимо, чтобы узкие специалисты дали оценку и определили объем, темп и критерии оценки занятий. Важно учитывать особенности каждого ребенка и давать походящий и необходимый только ему материал.

В связи с этим необходимо соблюдать определенные требования к обучающим материалам, используемым на занятиях:
  • Подбор материалов осуществляется исходя из задач обучения и возможностей ребенка к освоению программы.
  • За ребенком с ограниченными возможностями здоровья осуществляется контроль при реализации творческого обучения.
  • С помощью игр, заданий, упражнений не только закрепляется полученный материал, но и решаются новые задачи.
  • Во время занятий создаются положительные эмоции, которые помогают лучше и осознаннее воспринимать предлагаемый материал.
  • Применяется сочетание наглядных средств с приемами и методами речевого воздействия.
  • Подбор материалов осуществляется исходя из задач обучения и возможностей ребенка к освоению программы.
  • За ребенком с ограниченными возможностями здоровья осуществляется контроль при реализации творческого обучения.
  • С помощью игр, заданий, упражнений не только закрепляется полученный материал, но и решаются новые задачи.
  • Во время занятий создаются положительные эмоции, которые помогают лучше и осознаннее воспринимать предлагаемый материал.
  • Применяется сочетание наглядных средств с приемами и методами речевого воздействия.
Помимо этого, крайне важно следить за состоянием воспитанника и не допускать психофизических перегрузок и эмоциональных срывов.
Виды творческого развития
Для развития творческих способностей детей с ОВЗ используются различные техники, например:
Пластилинография;
Создание коллажей из различных сыпучих материалов;
Рисование руками;
Создание аппликаций.

В зависимости от возможностей здоровья, с подростками можно проводить более сложные творческие занятия:
Организовывать спектакли или актерские мастерские
Заниматься созданием литературных произведений
Устраивать творческие вечера
Организовывать спектакли или актерские мастерские
Заниматься созданием литературных произведений
Устраивать творческие вечера
Очень важно, чтобы любые творческие задания помогали детям и подросткам справляться со своими трудностями, были направлены на реабилитацию, развитие навыков и стимуляцию индивидуального развития.

Эти и другие нетрадиционные техники помогают ребенку почувствовать интерес к новому, развить желание к экспериментированию. Свобода, которую дает творчество, позволяет ребенку почувствовать уверенность в собственных силах.

Главная задача педагога — завлечь детей творческой деятельностью, дать инструмент и научить им пользоваться.

О том, как реализуется инклюзивная работа в разных регионах России, можно узнать из новости на сайте верити.рф.

А в курсе повышения квалификации «Инклюзивное образование для детей с ОВЗ по ФГОС» можно почерпнуть множество полезной информации в отношении инклюзивного образования, например:
Возрастные особенности проявления отклонений психического развития.
Роли инклюзивного образования.
Вопросы интеграции детей с ОВЗ.
Выстраивание индивидуального образовательного маршрута.

А также другую информацию, которая будет полезна специалистам социальных и образовательных организаций, по итогам обучения выдается удостоверение установленного образца.
Итоги
Работа по творческому развитию детей, безусловно, крайне важна. Благодаря ей дети получают сенсомоторное развитие, становятся более усидчивыми. В них развивается чувство пространства, чувство прекрасного. Творчество дарит огромный мир, где любая ошибка не является страшной.

Именно детство и подростковый период формируют будущее человека, именно в этот период взрослые — педагоги, специалисты, родители, опекуны, могут дать ребенку мощный импульс к становлению личности, а детям с ограниченными возможностями дарят шанс на нормальную, самостоятельную жизнь.