У Вас есть вопрос?
Оставьте свои контакты и кратко опишите Ваш вопрос
Откуда Вы о нас узнали?
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • У Вас есть вопрос?
    Заполните форму и мы Вам ответим
    Выберите направление
    Откуда Вы о нас узнали?
    Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
    Total: 
    Ваше Имя
    Ваш Email
    Номер Вашего телефона
    Откуда Вы о нас узнали?
    статьи

    Особенности психологического консультирования в социальной сфере. Социально-психологическая помощь неблагополучным семьям

    статьи
    Особенности психологического консультирования в социальной сфере. Социально-психологическая помощь неблагополучным семьям
    В настоящее время в систему семейного воспитания вносятся существенные изменения. Это обусловлено тем, что статус семьи постепенно разрушается; воспитательный институт прекращает свое существование. Нередко возникают ситуации, когда внутри благополучной семьи отсутствует взаимопонимание между ее членами.
    Причины изменений в институте семьи
    Изменения негативно сказываются и на качестве семьи: преемственность педагогических традиций полностью прекратила свое существование. Папы и мамы все чаще стали проявлять неграмотность в вопросах воспитания.

    Как показывает практика, причиной проблем внутри семьи чаще всего становится отсутствие благоприятного психологического климата.

    Многие из родителей не справляются с обязанностями, что может быть обусловлено такими причинами, как:
    1
    Воспитание ребенка в неполной семье, где отсутствует папа или мама.
    2
    Оформление опеки над сиротой.
    3
    Отсутствие представителей старшего поколения.
    Вышеперечисленные факторы могут осложняться социальным неблагополучием — злоупотребление алкогольными напитками, отсутствие постоянного места работы, наркотическая зависимость.

    В случае, если в семье формируется неблагоприятный психологический климат, требуется незамедлительное вмешательство социального педагога.
    Главная задача специалиста
    Оказать помощь в создании комфортного микроклимата внутри семьи, при которой ребенок сможет полноценно развиваться — физически, социально, духовно, интеллектуально. Кроме того, социальный педагог оказывает психологическую поддержку и обеспечивает защиту ребенка в случае необходимости.
    Назначение социального педагога
    Предотвратить возникновение проблемной ситуации, выявить и устранить причины, способствующие ее развитию, а также обеспечить профилактику формирования неблагоприятного климата.
    Типы неблагополучных семей
    В зависимости от причин, которые способствовали становлению семьи неблагополучной, определяется ее тип, а также задачи социального педагога:
    1
    Криминально-аморальный — тип семьи, в которой преобладает жестокое обращение. Члены семьи, как правило, злоупотребляют алкоголем, не проявляя заботы о детях.
    В такой ситуации социальному педагогу предстоит доказать родителям, что данный образ жизни оказывает пагубное воздействие на подростка. Кроме того, важно обратить внимание на боль и обиду, переживаемые ребенком. Специалисту потребуется выяснить, кто из родителей пользуется авторитетом и может сделать первые шаги к смене условий жизни. Обеспечить поддержку для ребенка можно, включая его в общение с окружающими людьми, а также установив контроль.
    2
    Педагогически неграмотный. В семьях такого типа между детьми и родителями отсутствует взаимопонимание; отец и мать не владеют методами педагогического взаимодействия, а также не поддерживают авторитет педагогов и школы в целом.
    Задача социального педагога — сформировать у родителей потребность в знаниях путем включения их в школьную деятельность. Особенно важно пробудить интерес к самообразованию и внушить веру в то, что каждому ребенку нужны образованные родители.
    3
    Тип семьи, в котором материальное благополучие преобладает над духовными ценностями. В таких семьях вырастают эгоисты и практичные потребители; родители особенно гордятся этими качествами и поощряют их в своих детях.
    Необходимо как можно быстрее изменить жизненный ориентир родителей, а также развить у ребенка интерес к развитию собственного внутреннего мира.
    4
    Диктатура одного члена семьи над другими. Как правило, дети часто страдают от физических наказаний, вследствие чего вырастают злыми и жестокими.
    Социальному педагогу, работающему с семьями такого типа, предстоит доказать, что позиция силы не принесет желаемого результата; общение с ребенком необходимо выстраивать на равных. Ребенок — это человек, у которого ест аналогичные права на уважение и самостоятельность. Важно убедить родителей в том, что главными воспитательными инструментами являются снисходительность и терпение.
    5
    Неполный тип семьи. Нередко это одинокие матери, который испытывают дискомфорт от того, что дети мешают устраивать личную жизнь. В таких семьях преобладают холод, безразличие и отсутствие контакта.
    Педагогу особенно важно заручиться доверием матери и расположить ее к себе. Это необходимо для того, чтобы заинтересовать ее будущим ребенка, развить чувство ответственности за настоящее, пробудить потребность в налаживании контакта с ребенком.
    Особенности деятельности социального педагога
    Работа специалиста, которому предстоит наладить благоприятный климат внутри семьи, представлена тремя основными составляющими:
    Образовательная
    Предполагает оказание помощи и поддержки в вопросах воспитания и обучения.
    Психологическая
    Включает в себя не только поддержку, но и коррекцию социально-психологической ситуации.
    Посредническая
    Посредством которой педагог организовывает, координирует и информирует.
    Деятельность социального педагога предполагает использование таких методов, как убеждение, наблюдение и беседы.

    Первый необходим для того, чтобы убедить отца и мать в том, что последствия антиобщественного поведения могут оказать губительными для ребенка. Такие методы помогают мотивировать родителей к поиску выхода из сложившейся ситуации.
    знак инвалид, человек с овз
    В процессе наблюдения педагог собирает материалы и информацию, на основании которой в дальнейшем проводит воспитательную работу внутри семьи. Социальный педагог устанавливает контроль над поведением и общением ребенка, а также над досуговой деятельностью.

    В ходе бесед, которые являются особенно эффективными при работе с родителями, формируется доверительная обстановка: можно без труда выяснить причины развития проблемных ситуаций и определить эффективный план их решения.

    Работа социального педагога внутри семьи проводится в несколько этапов:
    1
    Выявление неблагополучных семей, определение типа. Для этого педагогом могут использоваться наблюдательный метод и беседы с родителями и детьми.
    2
    Определение типа воспитания посредством методик, которые направлены на изучение детско-родительских отношений. Педагогу предстоит определить ведущие паттерны поведения каждого члена семьи и установить особенности коммуникации.
    3
    Подбор оптимальных форм и методов работы, которые должны быть эффективны при корректировке отношения к детям внутри семьи. Важно учитывать тип семейного воспитания.
    Завершающим этапом является совместная работа: для того, чтобы помощь социального педагога принесла желаемые результаты, специалист тесно взаимодействует с педагогическим коллективом школы, инспектором ОДН, сотрудниками отдела опеки и попечительства, а также с представителями органов социальной защиты.
    Изучить новые эффективные методы работы можно на курсе «Современные технологии работы психолога в условиях социальных учреждений».

    Правильно организованная работа социального педагога — гарантия эффективности оказываемой детям помощи. Воспользоваться услугами специалиста могут те, кто нуждается в опеке и попечительстве, трудоустройстве, медикаментозной или материальной помощи.

    Социальным педагогам будет интересна новая статья на тему «Где может работать психолог в социальной сфере?».