Total: 
Ваше Имя
Ваш Email
Номер Вашего телефона
Откуда Вы о нас узнали?
статьи

Особенности психологического консультирования в социальной сфере. Социально-психологическая помощь неблагополучным семьям

статьи
Особенности психологического консультирования в социальной сфере. Социально-психологическая помощь неблагополучным семьям
В настоящее время в систему семейного воспитания вносятся существенные изменения. Это обусловлено тем, что статус семьи постепенно разрушается; воспитательный институт прекращает свое существование. Нередко возникают ситуации, когда внутри благополучной семьи отсутствует взаимопонимание между ее членами.
Причины изменений в институте семьи
Изменения негативно сказываются и на качестве семьи: преемственность педагогических традиций полностью прекратила свое существование. Папы и мамы все чаще стали проявлять неграмотность в вопросах воспитания.

Как показывает практика, причиной проблем внутри семьи чаще всего становится отсутствие благоприятного психологического климата.

Многие из родителей не справляются с обязанностями, что может быть обусловлено такими причинами, как:
1
Воспитание ребенка в неполной семье, где отсутствует папа или мама.
2
Оформление опеки над сиротой.
3
Отсутствие представителей старшего поколения.
Вышеперечисленные факторы могут осложняться социальным неблагополучием — злоупотребление алкогольными напитками, отсутствие постоянного места работы, наркотическая зависимость.

В случае, если в семье формируется неблагоприятный психологический климат, требуется незамедлительное вмешательство социального педагога.
Главная задача специалиста
Оказать помощь в создании комфортного микроклимата внутри семьи, при которой ребенок сможет полноценно развиваться — физически, социально, духовно, интеллектуально. Кроме того, социальный педагог оказывает психологическую поддержку и обеспечивает защиту ребенка в случае необходимости.
Назначение социального педагога
Предотвратить возникновение проблемной ситуации, выявить и устранить причины, способствующие ее развитию, а также обеспечить профилактику формирования неблагоприятного климата.
Типы неблагополучных семей
В зависимости от причин, которые способствовали становлению семьи неблагополучной, определяется ее тип, а также задачи социального педагога:
1
Криминально-аморальный — тип семьи, в которой преобладает жестокое обращение. Члены семьи, как правило, злоупотребляют алкоголем, не проявляя заботы о детях.
В такой ситуации социальному педагогу предстоит доказать родителям, что данный образ жизни оказывает пагубное воздействие на подростка. Кроме того, важно обратить внимание на боль и обиду, переживаемые ребенком. Специалисту потребуется выяснить, кто из родителей пользуется авторитетом и может сделать первые шаги к смене условий жизни. Обеспечить поддержку для ребенка можно, включая его в общение с окружающими людьми, а также установив контроль.
2
Педагогически неграмотный. В семьях такого типа между детьми и родителями отсутствует взаимопонимание; отец и мать не владеют методами педагогического взаимодействия, а также не поддерживают авторитет педагогов и школы в целом.
Задача социального педагога — сформировать у родителей потребность в знаниях путем включения их в школьную деятельность. Особенно важно пробудить интерес к самообразованию и внушить веру в то, что каждому ребенку нужны образованные родители.
3
Тип семьи, в котором материальное благополучие преобладает над духовными ценностями. В таких семьях вырастают эгоисты и практичные потребители; родители особенно гордятся этими качествами и поощряют их в своих детях.
Необходимо как можно быстрее изменить жизненный ориентир родителей, а также развить у ребенка интерес к развитию собственного внутреннего мира.
4
Диктатура одного члена семьи над другими. Как правило, дети часто страдают от физических наказаний, вследствие чего вырастают злыми и жестокими.
Социальному педагогу, работающему с семьями такого типа, предстоит доказать, что позиция силы не принесет желаемого результата; общение с ребенком необходимо выстраивать на равных. Ребенок — это человек, у которого ест аналогичные права на уважение и самостоятельность. Важно убедить родителей в том, что главными воспитательными инструментами являются снисходительность и терпение.
5
Неполный тип семьи. Нередко это одинокие матери, который испытывают дискомфорт от того, что дети мешают устраивать личную жизнь. В таких семьях преобладают холод, безразличие и отсутствие контакта.
Педагогу особенно важно заручиться доверием матери и расположить ее к себе. Это необходимо для того, чтобы заинтересовать ее будущим ребенка, развить чувство ответственности за настоящее, пробудить потребность в налаживании контакта с ребенком.
Особенности деятельности социального педагога
Работа специалиста, которому предстоит наладить благоприятный климат внутри семьи, представлена тремя основными составляющими:
Образовательная
Предполагает оказание помощи и поддержки в вопросах воспитания и обучения.
Психологическая
Включает в себя не только поддержку, но и коррекцию социально-психологической ситуации.
Посредническая
Посредством которой педагог организовывает, координирует и информирует.
Деятельность социального педагога предполагает использование таких методов, как убеждение, наблюдение и беседы.

Первый необходим для того, чтобы убедить отца и мать в том, что последствия антиобщественного поведения могут оказать губительными для ребенка. Такие методы помогают мотивировать родителей к поиску выхода из сложившейся ситуации.
знак инвалид, человек с овз
В процессе наблюдения педагог собирает материалы и информацию, на основании которой в дальнейшем проводит воспитательную работу внутри семьи. Социальный педагог устанавливает контроль над поведением и общением ребенка, а также над досуговой деятельностью.

В ходе бесед, которые являются особенно эффективными при работе с родителями, формируется доверительная обстановка: можно без труда выяснить причины развития проблемных ситуаций и определить эффективный план их решения.

Работа социального педагога внутри семьи проводится в несколько этапов:
1
Выявление неблагополучных семей, определение типа. Для этого педагогом могут использоваться наблюдательный метод и беседы с родителями и детьми.
2
Определение типа воспитания посредством методик, которые направлены на изучение детско-родительских отношений. Педагогу предстоит определить ведущие паттерны поведения каждого члена семьи и установить особенности коммуникации.
3
Подбор оптимальных форм и методов работы, которые должны быть эффективны при корректировке отношения к детям внутри семьи. Важно учитывать тип семейного воспитания.
Завершающим этапом является совместная работа: для того, чтобы помощь социального педагога принесла желаемые результаты, специалист тесно взаимодействует с педагогическим коллективом школы, инспектором ОДН, сотрудниками отдела опеки и попечительства, а также с представителями органов социальной защиты.
Изучить новые эффективные методы работы можно на курсе «Современные технологии работы психолога в условиях социальных учреждений».

Правильно организованная работа социального педагога — гарантия эффективности оказываемой детям помощи. Воспользоваться услугами специалиста могут те, кто нуждается в опеке и попечительстве, трудоустройстве, медикаментозной или материальной помощи.

Социальным педагогам будет интересна новая статья на тему «Где может работать психолог в социальной сфере?».