статьи

Профилактика вторичного сиротства в приемных семьях

статьи

Профилактика вторичного сиротства в приемных семьях

Вторичное сиротство – отказ приемных родителей или опекунов от усыновленных детей, для которых данное событие является сильной психологической травмой и может сильно повлиять на их дальнейшую жизнь. Среди основных причин проблемы отмечают отсутствие регулирования устройства и возврата детей, неподготовленность опекунов, мотивационную выгоду, отсутствие качественных взаимоотношений.
Проблема вторичного сиротства
В стране обостряются социальные проблемы, с этим связывают увеличение количества детей в детских домах. Большинство из них попадают туда при живых родителях. Чтобы улучшить эмоциональное, социальное положение ребенка, его передают в приемную семью. Но нередко возникают ситуации, когда такая семья может вернуть его обратно в детский дом.

Причиной этого становятся следующие факторы:
неготовность приемной семьи быть родителями;
отсутствие навыков в педагогике;
заинтересованность в материальной выгоде (пособия от государства);
отсутствие соответствия характеров, частые конфликты, споры, ссоры;
отсутствие достаточной законодательной базы.

Если от сироты отказывается приемная семья, это ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать:
эмоционально нестабильным;
агрессивным;
бесконтрольным;
недоверчивым;
депрессивным.
Перечисленные сложности проявляются сильнее, чем при первичном сиротстве. Дети начинают выражать меньше эмоций, трудно распознать их отношение к окружающим людям. Они замыкаются в себе, не взаимодействуют с людьми и начинают думать, что каждый человек может предать.
Сильно страдает самооценка ребенка. Она становится заниженной из-за отсутствия родительской любви.

Неуверенность в себе развивается рано, с каждым годом крепчает все больше, провоцирует следующие изменения:
  • 1
    Нерешительность
  • 2
    Виктимизированность (поведение жертвы)
  • 3
    Отсутствие инициативы
Очень часто дети винят в возврате в детский дом не приемных родителей, а себя. Одна из причин, по которой ребенка возвращают обратно в интернат — негативное поведение. С рождения он не находился в семье, поэтому не знает, как вести себя, адаптироваться, контактировать с другими братьями и сестрами. Из-за продолжительно агрессивного поведения его возвращают обратно в детский дом, что усугубляет психологическую травму. В этой статье подробно рассматривается порядок действий при асоциальном и рискованном поведении подростков.
ребенок закрыл лицо руками
Очень часто дети винят в возврате в детский дом не приемных родителей, а себя. Одна из причин, по которой ребенка возвращают обратно в интернат — негативное поведение. С рождения он не находился в семье, поэтому не знает, как вести себя, адаптироваться, контактировать с другими братьями и сестрами. Из-за продолжительно агрессивного поведения его возвращают обратно в детский дом, что усугубляет психологическую травму. В этой статье подробно рассматривается порядок действий при асоциальном и рискованном поведении подростков.
ребенок закрыл лицо руками
Направления профилактики вторичного сиротства
Чтобы предупредить вторичное сиротство, требуется комплекс профилактических методов:
Общественные
Государственные
Медицинские
Воспитательные
Профилактика направлена на устранение неблагоприятных последствий после усыновления ребенка в приемную семью.

Социальная профилактика должна соответствовать следующим критериям:
системность — своевременное выявление причины проблемы с дальнейшим устранением;
превентивность — предупреждение отказа приемной семьи от ребенка;
оптимальность — объективная оценка проблемы до ее появления;
активизация сил человека — предупреждение приемной семьи от возможных проблем, моральная готовность к принятию нового человека.
Основная цель профилактики — своевременное выявление возможности развития проблемы до ее появления. То есть приемная семья должна осознавать, что поведение ребенка может не соответствовать их ожиданиям, чтобы они могли с этим справиться.
Классификация профилактики вторичного сиротства
Профилактические направления бывают общими, специальными, первичными, вторичными, третичными.
Школа приемного родителя, как метод профилактики
Перед усыновлением или удочерением ребенка приемная семья должна пройти школу приемного родителя. Вся подробная информация по оргнизации и проведению школы приемных родителей можно узнать, изучив этот курс.

Подготовка родителей в школе включает в себя несколько направлений:
  • Медицинское
    Родители должны знать, как оказывать доврачебную помощь, поддерживать состояние ребенка, особенно если у него имеются хронические заболевания.
  • Психолого-педагогическое
    С родителями проводят индивидуальные беседы. Им объясняют особенности психологии ребенка, находящегося в детском доме. В это же время оценивают подготовленность родителей к принятию нового члена семьи.
  • Социальное
    Родителям рассказывают основные аспекты по адаптации ребенка в семье после интерната.
  • Медицинское
    Родители должны знать, как оказывать доврачебную помощь, поддерживать состояние ребенка, особенно если у него имеются хронические заболевания.
  • Психолого-педагогическое
    С родителями проводят индивидуальные беседы. Им объясняют особенности психологии ребенка, находящегося в детском доме. В это же время оценивают подготовленность родителей к принятию нового члена семьи.
  • Социальное
    Родителям рассказывают основные аспекты по адаптации ребенка в семье после интерната.
Выделяют следующие виды противопоказаний для прохождения школы приемного родителя:
алкогольная, наркотическая зависимость;
утрата близкого человека за последние 6 месяцев;
нарушения психики.

В настоящий момент усыновить ребенка без прохождения школы приемного родителя невозможно. На этих курсах будущие родители смогут получить большое количество знаний, понять, как принять нового члена семьи и адаптировать его к новой жизни.

Вторичное сиротство – актуальная проблема. Но многие семьи не справляются с новыми условиями, поэтому возвращают ребенка обратно в детский дом. Чтобы предотвратить это, требуется использовать оптимальные методы профилактики. В этом помогают социальные службы, школа приемного родителя и другие возможности государственной программы.

Сотрудникам социальных организаций, занимающимся работой с детьми, будет полезно пройти курс "Современные технологии педагогической деятельности в учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации". В нем раскрываются все аспекты работы в соответствии со всеми актуальными требованиями.