У Вас есть вопрос?
Оставьте свои контакты и кратко опишите Ваш вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Click to order
Cart
Total: 
Ваше Имя
Ваш Email
Номер Вашего телефона
статьи

Годовой план работы ДОУ – типичные ошибки и трудности

Планирование – это основа успешной и эффективной работы любого дошкольного образовательного учреждения. Невозможно организовать учебно-воспитательный процесс без четкого и структурированного плана. Однако регулярные проверки часто выявляют множество ошибок и недостатков в составленных планах, что говорит о недостаточности знаний в этой области.

В нашей статье расскажем о трудностях и типичных ошибках, которые могут возникнуть при составлении годового плана работы ДОУ, а также о том, что обязательно должно входить в этот документ, чтобы работа дошкольного учреждения была максимально эффективной.

Для чего необходимо планирование

Сразу оговоримся, что план – это не просто формальность. Годовой план работы ДОУ является таким же нормативным документом, как Устав или Образовательные программы, т.е. входит в перечень обязательной документации дошкольного учреждения.
Планирование – это возможность максимально эффективно задействовать ресурсы ДОУ,
а также не зацикливаться на невыполнимых задачах или мелких делах.
планирование работы доу
Годовой план ДОУ
Содержание плана включает задачи, которые будут решаться в текущем учебном году, и комплекс мероприятий для совершенствования деятельности педагогического коллектива.

Правильно составленный план:
  • устраняет неопределенность;
  • определяет главные задачи;
  • экономит ресурсы (финансы, время);
  • дает контроль над выполнением задач;
  • позволяет выявлять ошибки и найти рациональные способы их исправления.

4 основных задачи планирования работы ДОУ

1
Определение основных направлений работы педагогического коллектива
2
Определение основных мероприятий, сроков их реализации, а также назначение ответственных исполнителей
3
Реализация воспитательного и образовательного процесса детей раннего и дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС
4
Контроль над выполнением поставленных задач и развитие у педагогического коллектива чувства дисциплины и ответственности

Порядок составления годового плана ДОУ

Составление годового плана требует от заведующего ДОУ сложного мыслительного процесса. Можно выделить 2 основных этапа на пути составления полного и содержательного плана.

1
Подготовительная работа
Определение степени выполнения плана за предыдущий год
и выявление основных направлений работы на новый учебный год
1. Мониторинг
  • оценка результатов освоения детьми общеобразовательной программы;
  • отслеживание динамики развития воспитанников разных возрастных групп.
2. Анализ
  • процент выполнения плана за предыдущий год;
  • процент невыполненных мероприятий;
  • систематизация данных.
3. Причины
  • невыполнения тех или иных мероприятий;
  • низкой посещаемости;
  • частота возникновения заболеваний детей.
4. Дискуссии
  • проведение педагогических советов для выявления проблем в работе ДОУ;
  • проведение общих родительских собраний или организация встреч с родительским комитетом.
Работа с кадрами – реализуется на каждом из 4-х этапов
  • Определяются основные трудности, с которыми сталкиваются воспитатели в своей работе.
  • Выбираются виды методической помощи педагогам (через анкетирование или беседы).
  • Составляется график повышения квалификации педагогического состава, а также организуются специализированные семинары и тренинги.
Перед составлением годового плана работы ДОУ необходимо ознакомиться с мнением всего педагогического персонала и его рекомендациями, чтобы максимально эффективно обозначить цели и задачи работы ДОУ на следующий учебный год.

2
Составление годового плана ДОУ
План составляется на весь учебный год и затрагивает деятельность всего педагогического состава
На что обратить внимание
Заведующий вправе самостоятельно определять форму годового плана ДОУ
Анализ работы за предыдущий год
Учитывать кадровый потенциал педагогического коллектива
Учитывать опыт совместной работы
Создать благоприятный психологический климат в дошкольном учреждении
Основная сложность в составлении годового плана – грамотное формулирование целей и задач.
В начале учебного года на производственном совещании происходит обсуждение отдельных компонентов годового плана, а при необходимости в него вносятся коррективы.

После окончательного утверждения плана, начинается работа по его реализации. Однако чтобы этот процесс был более эффективным, необходимо регулярно обсуждать его выполнение с педагогическим коллективом на разных этапах работы. Тогда у каждого воспитателя будет четкое представление не только своих задачах, но и об общих целях и направлениях работы учреждения.

Сложности при составлении годового плана ДОУ

Перечень основных трудностей, возникающих при составлении годового плана ДОУ
  1. Нет четкой модели, план слишком абстрактен.
  2. Некорректные сроки реализации отдельных этапов плана.
  3. Неравномерное распределение обязанностей между исполнителями отдельных разделов плана.
  4. План перегружен второстепенными деталями.
  5. Отсутствует система и последовательность этапов.
  6. Нет контроля в процессе реализации плана, отсутствует самоконтроль на местах.
  7. В плане отсутствуют четко обозначенные цели и задачи.
Чтобы избежать этих ошибок необходимо соблюдать все требования к составлению годового плана ДОУ, добросовестно и в полном объеме заполнять каждый из разделов, а в случае возникновения трудностей не оставлять все на самотек, а стараться решать все вопросы на педагогических советах и соответствующих семинарах.

Структура годового плана работы ДОУ

Годовой план работы ДОУ включает в себя 6 основных разделов.
Раздел 1. Полный анализ работы дошкольного учреждения за предыдущий год
Такой анализ выносится в отдельный раздел, на основании которого ведется дальнейшая разработка следующего годового плана ДОУ. Раздел содержит следующую информацию:

  • степень выполнения годового плана по каждой отдельно поставленной задаче;
  • анализ предметно–развивающего пространства и наполнение методического кабинета;
  • степень реализации мероприятий по укреплению здоровья воспитанников и результаты мониторинга физического развития детей;
  • результаты выполнения основной образовательной программы ДОУ по всем направлениям развития;
  • уровень готовности воспитанников выпускных групп к школе;
  • анализ работы административно-хозяйственного корпуса.
Раздел 2. Цели и задачи для реализации в новом учебном году
Один годовой план работы ДОУ включает 2-3 задачи. Каждая задача должна быть достаточно краткой и весьма точно сформулированной, а также:

  • иметь поэтапный механизм достижения результата;
  • иметь возможность получить конкретную оценку после достижения результата;
  • иметь конкретное обоснование или причины ее постановки.
Раздел 3. Педагогическая работа
В разделе обязательно указывается количественный и качественный состав педагогических кадров, после чего определяются основные направления работы по совершенствованию работы персонала. Раздел содержит следующую информацию:

  • перечень педагогических советов с указанием примерных тем;
  • мероприятия по повышению квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров ДОУ;
  • планирование семинаров, тренингов, курсов самообразования;
  • планирование методической работы.
Раздел 4. Внутренний мониторинг
Позволяет проводить оценку промежуточных и итоговых результатов реализации образовательных программ. В раздел включены:

  • оценка индивидуального развития ребенка;
  • анализ групповой работы;
  • планирование форм внутреннего контроля (экспресс-диагностика, длительный мониторинг педагогической деятельности).
Раздел 5. Работа с родителями и внешними организациями
Раздел включает следующие подразделы:

  1. взаимодействие с родителями (родительские собрания, круглые столы, участие родительского комитета в решении важных вопросов);
  2. работа с общеобразовательными учреждениями (на базе Соглашения о сотрудничестве ДОУ и СОШ);
  3. взаимодействие с другими общественными учреждениями.
Раздел 6. Административно-хозяйственная деятельность
Раздел включает три основные части:

1. Административная
  • аттестация педагогических работников и рабочих мест;
  • документооборот;
  • охрана труда;
  • организация питания и т.д.

2. Материально-техническая
  • организация и проведение ремонтных работ;
  • разного рода закупки и обновление инвентаря.

3. Финансовая
  • утверждение сметы и штатного расписания;
  • ведение финансовой отчетности и бухучета;
  • проведение инвентаризации;
  • контроль над целевым использованием бюджетных и внебюджетных средств.

В заключение

Составление годового плана работы ДОУ – очень ответственное дело, которое не терпит спешки и суеты. Чем более ответственно подойти к разработке этого документа, тем легче потом будет осуществить контроль над работой всех структур образовательного учреждения и получить возможность выявить слабые и проблемные места на ранних стадиях. Помните, грамотное планирование экономит самый дорогой ресурс – время!
      Надеемся, данная информация была Вам полезна!Хорошего дня!
      Если для Вас актуальны курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации для руководителей и воспитателей ДОУ - пройдите по ссылке: