У Вас есть вопрос?
Оставьте свои контакты и кратко опишите Ваш вопрос
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Click to order
Cart
Total: 
Ваше Имя
Ваш Email
Номер Вашего телефона
статьи
Педагогическая деятельность в диспансерах для детей с психическими расстройствами
В России 30 тысяч детей-инвалидов живет в специализированных интернатах, это ни много ни мало – 95% всех детей-инвалидов. Цифры неутешительные, однако, они позволяют сделать вывод о том, что профессионалы, работающие с такими детьми, будут востребованы всегда.

В данной статье расскажем о том, где и как обучают детей с психическими расстройствами, а также какими качествами должен обладать профессиональный социальный педагог по работе с такими детьми.

Особенности детских психоневрологических диспансеров и домов-интернатов

В зависимости от тяжести заболевания, детей направляют в разные учреждения – от школ-интернатов, где дети живут и учатся, до коррекционных социальных учреждений, где наряду с обучением, дети проходят специализированное лечение.
Психические расстройства являются одной из ведущих причин инвалидности в мире, а по длительности срока и вовсе занимают первое место. Кроме того, свыше 90% людей с психическими отклонениями имеют I или II группу инвалидности.
Среди группы нарушений умственного развития можно выделить:

  • сенсорные;
  • интеллектуальные;
  • нарушение развития речи;
  • нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
  • комплексные дефекты развития;
  • искаженное (дисгармоничное) развитие.
Система внебольничной психиатрической службы, включающая в себя и психоневрологические диспансеры, и дома-интернаты, и специализированные школы является важнейшим элементом оказания медицинской помощи лицам,
страдающим психическими расстройствами.
Направления работы психоневрологических диспансеров и домов-интернатов
Раннее выявление и учет психически нездоровых граждан.
Оказание социальной помощи и услуг.
Разработка рекомендаций и мероприятий по оздоровлению.
Систематическое наблюдение за пациентами.
Оказание специализированной лечебной помощи.
Изучение и исследование причин заболеваемости.
Методико-педагогическая работа в домах-интернатах
Помимо лечения, в домах-интернатах предусмотрено обучение и воспитание детей. Среди целей этих мероприятий:
  • коррекция поведения;
  • устранение педагогической и социальной запущенности;
  • повышение активности детей;
  • мотивация детей и развитие интереса к учебе;
  • приобретение профессиональных навыков.

Работа центров по работе с детьми с психическими расстройствами направлена на решение ряда важнейших задач:

1
Создание оптимальных условий для умственного, эмоционального и физического развития детей и их социальной адаптации.
2
Создание коррекционно-развивающей образовательной среды.
3
Предоставление детям-инвалидам возможности получения образования в соответствии с их индивидуальными возможностями.
4
Оказание специализированной медицинской помощи.
5
Обеспечение единства коррекционно-педагогической помощи детям.
6
Формирование навыков бытовой и профессиональной независимости.
Важная роль в работе с детьми-инвалидами в детских домах-интернатах отводится социальным педагогам. Именно на их плечи ложится ответственность за оказание психологической и коррекционно-педагогической помощи, а также обучение детей по специальным программам и учебным планам.

Социальный педагог

Известно, что работая с детьми, педагог передает свой опыт детям. Именно поэтому важно постоянное образование и повышение квалификации, поскольку так педагог получает возможность узнать о современных методиках образовательной деятельности, освоить новые технологии, а также учится по-новому применять традиционные методы обучения детей.

Самообразование – это не просто требование времени, а скорее необходимость для саморазвития и реализации педагога в его профессиональной деятельности.
Профессия «социальный педагог» – это всегда повышенная моральная ответственность за жизнь человека, поскольку эта работа связана с социально-педагогической реабилитацией детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы.
Для работы социальным педагогом требуется наличие таких навыков, как умение анализировать, планировать и управлять, а также умение принимать нестандартные решения.

В последнее время эта профессия становится все более востребованной, поскольку ее представители могут работать в любых образовательных и социальных организациях.
Качества социального педагога
Никогда не применяет угрозы и крики, не использует свой авторитет во вред
Способен к проявлению любви и чуткости, доброты, милосердия и толерантности
Использует личностный подход в работе с детьми, предоставляет им возможность самостоятельной работы
Не сравнивает ребенка со здоровыми сверстниками
Заинтересован в успешной судьбе ребенка
Признает социальное равенство ребенка и педагога
Чтобы в будущем жизнь ребенка была более наполненной, важно научить его самостоятельной организации своего досуга посредством его приобщения к продуктивной деятельности.
Также важно развивать инициативность и самостоятельность, поскольку дефицит любви, общения и внимания со стороны окружающих, а также отсутствие ярких переживаний и ограниченность внутренней жизни способствует неумению проявить себя в окружающем мире. Все это необходимо учитывать при организации работы в домах-интернатах.

Социально-педагогическая деятельность в доме-интернате

Диагностика и консультирование
Определение причин отклонения в развитии и изучение динамики
Социально-профилактическая работа
Создание условий для полноценного развития и предупреждение возможных нарушений
Коррекционная работа
Комплекс мероприятий, направленный на социальную адаптацию ребенка
Разработка индивидуальной программы развития
С учетом его возраста, медицинского диагноза и индивидуальных возможностей

Лечебная педагогика

В настоящее время растет число детей, которые не могут обучаться в школе без специальной предварительной подготовки. На помощь приходит лечебная педагогика.
Лечебная педагогика – это система лечебно-педагогических мероприятий, предназначенная для лечения и коррекции нервно-психических и соматических нарушений, а также других отклонений в развитии, которые могут привести к развитию инвалидности и невозможности социальной и школьной адаптации детей.
Лечебная педагогика направлена на работу с детьми с особыми потребностями и оказывает комплексное воздействие на организм и личность ребенка с такими нарушениями, как:

  • задержка психического развития;
  • отклонения в речевом и двигательном развитии;
  • соматические заболевания;
  • аутизм.

Кроме того, опираясь на принцип эмоционально-положительного взаимодействия педагога и ребенка, лечебная педагогика создает благоприятные условия для индивидуального подхода в обучении детей и формирует чувство уверенности, самодостаточности и общую положительную эмоциональную установку.
Лечебно-педагогические мероприятия развивают у ребенка возможность и желание учиться.
В процессе лечебно-педагогических мероприятий учитываются индивидуальные возможности ребенка, а также развиваются уже имеющиеся навыки. При этом педагогический процесс будет более эффективным, если сочетать его с комплексом лечебно-коррекционных мероприятий.
Лечебная педагогика направлена на всестороннее развитие больного ребенка и призвана выполнять следующие задачи:

  • стимулирование общего и разнонаправленного развития ребенка;
  • коррекция имеющихся нарушений развития;
  • эмоциональное развитие ребенка;
  • работа в области семейного воспитания.

3 основных принципа лечебной педагогики

Учитываются специфика заболевания, возраст ребенка и его индивидуальные возможности
Единство лечебно-педагогического процесса
Индивидуальный подход к каждому ребенку
«Принцип соответствия» нагрузки и способностей
Немаловажное значение имеет и возраст ребенка, в котором следует начинать лечение и обучение. Общеизвестный факт, что в раннем возрасте мозг ребенка развивается интенсивнее, а следовательно и все приемы и методы лечебной педагогики имеют более высокую эффективность, позволяя закрепить правильные речевые, двигательные и поведенческие стереотипы.
Специалист коррекционной работы должен обязательно придерживаться соответствующих положений:
1. Реализовывать право ребенка на образование
Развитие умственных и физических способностей с сохранением индивидуальности ребенка.
2. Разрабатывать индивидуальную программу развития
В том числе и для детей с тяжелыми или множественными отклонениями.
3. При оценке динамики развития ребенка не сравнивать его с другими детьми
Необходимо проводить анализ личной динамики развития ребенка.
4. Обеспечивать безопасную и доброжелательную атмосферу
Независимо от тяжести и сложности заболевания, а также состояния ребенка, относиться ко всем детям спокойно и ровно и с уважением.
5. Соблюдать профессиональную этику
Не разглашать диагнозы третьим лицам.
6. Учитывать медицинский диагноз при разработке педагогической программы
Индивидуальные способности ребенка, а также его режим дня и индивидуальное расписание.

Подведем итог

Главное при проведении лечебно-коррекционных мероприятии – это реализация прав ребенка на получение образования. Именно поэтому работа специализированных учреждений по работе с детьми с психическими расстройствами должна быть направлена на обеспечение им полноценной жизни, а также создание условий для реализации детских возможностей через обучение и реабилитацию.

Если Вы хотите повысить квалификацию своих сотрудников в области организации инклюзивного и интегрированного образования в школах, предлагаем Вам ознакомиться с нашим новым курсом повышения квалификации «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ».
comments powered by HyperComments
Надеемся, данная информация была Вам полезна!Хорошего дня!
Если для Вас актуальны курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации для руководителей и работников социальных организаций - пройдите по ссылке:
Показать еще