статьи

Использование инновационных педагогических технологий в ДОУ по ФГОС в 2021 году

статьи
Использование инновационных педагогических технологий в ДОУ по ФГОС в 2021 году
В 2021 году педагоги дошкольного образования продолжают осознанно саморазвиваться, обучаться. В современных детских садах используется новый подход к воспитанию детей, поэтому воспитатели участвуют в разных конкурсах, пополняют знания авторскими наработками. Постепенно в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) появляются инновационные технологии, вводятся новейшие методические поиски, образовательные комплексы.

Новые технологии в ДОУ применяют для решения следующих целей:
устранение любых проблем, которые образуются в процессе педагогической деятельности, налаживания отношений между воспитателями и детьми, исключение риска любых негативных ситуаций;
улучшение присмотра воспитателей за детьми, поиск времени одновременно для воспитания и обучения;
возможность выполнения родительских запросов по образовательной деятельности, улучшения условий пребывания малышей дошкольного возраста.

Благодаря предложенным услугам совершенствуется весь детский сад и каждый воспитатель в отдельности. Педагогический состав улучшает свои умения.
Использование инновационных технологий в ДОУ
С каждым годом дошкольное учреждение все больше совершенствуется и развивается.
Нормативные требования изменяются под действием следующих факторов:
Поиск стратегии по педагогической деятельности
Появление нового, меняющегося курса по управлению детскими садами
Возникновение новых сфер услуг и технологий
Новейшие инновационные технологии внедряются в педагогическую практику благодаря небольшим изменениям традиций или переосмыслению методик. Например, получение опыта от зарубежных учителей и воспитателей. После внедрения в практику инновационных технологий требуется периодический анализ полученной деятельности. Если она не соответствует нормам учебного заведения, рекомендуется переосмысление и доработка. Не все новаторские услуги подходят к конкретному ДОУ.

В настоящее время все больше дошкольных учреждений внедряет в практику новейшие разработки и инновационные технологии. Благодаря этому качеству образовательная деятельность улучшается. Это и есть основное направление для модернизации всего детского сада и педагогического состава.

Положительные стороны нестандартных методик выражаются в следующих факторах:
Множество положительных отзывов от родителей
Улучшение психоэмоционального фона и обучаемости у детей
Высокая результативность педагогического труда, оцененная профессионалами
Коллектив в ДОУ становится сплоченным, взаимоотношения между педагогами и малышами улучшаются. Воспитатели постепенно оттачивают профессиональное мастерство.

Большое количество научной литературы и отзывы лучших педагогов говорят о том, что нестандартный подход в обучении приносит только пользу, воспитатели быстро осваивают новые техники. Однако при массовом опросе было выявлено, что это не совсем корректно. Благодаря анонимным отзывам многие воспитатели определили трудности с работой. Адаптация к новейшим технологиям происходит с трудом, так как подобная деятельность для них непривычна.

Выделяют отраслевые направления технологии, улучшающие педагогическую, кадровую деятельность в ДОУ:
создание новых проектов;
исследовательская активность;
совершенствования направлений по улучшению состояния здоровья в детском коллективе;
игровая активность;
поиск индивидуального подхода к каждой личности в отдельности;
информационно-коммуникационное направление.

Чтобы понять сущность всех методик, требуется рассмотреть отдельно каждую из них.
Здоровьесберегающие технологии
В дошкольном учреждении используется принцип мер и направлений, помогающих улучшить состояние здоровья каждого ребенка в отдельности:
Привычки по поддержанию здорового образа жизни
Увеличение уровня физической активности
Профилактические меры по предупреждению вирусных заболеваний
Это лишь основные ориентиры в работе педагогов по улучшению состояния здоровья детей.

Эти действия реализуются посредством нескольких методов:
формирование здоровой среды, в которой каждый воспитатель направляет свою деятельность на прививание ребенку правильных привычек (закаливание, выполнение физической нагрузки);
контроль питания;
мониторинг физических и психических показателей у детей;
применение новейших видов терапии — цветовая, артистическая, сказкотерапия.

С детства детям прививают любовь и здоровое отношение к спорту и любой физической активности.
Информационно-коммуникационные технологии
Так как различные виды информационно-коммуникационных технологий становятся неотъемлемой частью жизни, они распространяются и на воспитательные учреждения.

Это усиливает педагогическую стратегию, делает ее эффективной за счет следующих принципов:
дети всю жизнь копируют модель поведения родителей, поэтому так же, как и они хотят использовать новейшие гаджеты и разработки;
благодаря интерактивному оборудованию усиливается результативность и эффективность уроков;
новейшие технологии помогают сконцентрировать внимание детей дошкольного возраста на передаваемой информации, вовлечь их в образовательный процесс;
расширение традиционной педагогической практики, улучшение содержания предоставляемой информации.

Информационно-коммуникационная практика внедряется в дошкольное учреждение только при условии выполнения требований:
воспитатели, другие работники ДОУ владеют приемами по работе с компьютерами, хорошо осведомлены в разных видах технологий. Этому можно научиться в дистанционном курсе повышения квалификации "Информационные технологии в образовании";
каждый работник знает положительные и отрицательные стороны нового метода, поэтому комбинируют его в своей деятельности с другими подходами;
родители поддерживают внедрение новых технологий в воспитательный процесс, понимают их эффективность.

Родители и воспитатели должны понимать, что информационно-коммуникационные методы — это не единственный подход. Он успешно комбинируется с другими видами деятельности для расширения познания детей.
Технологии проектной деятельности
Каждый проект, который разрабатывается в дошкольном учреждении, проходит под контролем воспитателя.

Основные цели работы:
новое познание детей в отношении явлений окружающего мира;
появление взаимосвязи между малышами в группе;
успешная взаимосвязь между ребенком и воспитателем, другим взрослым человеком;
тренировка коммуникативных навыков;
появление оценки в своей деятельности или других детей в коллективе;
формирование познаний о творческом процессе.

Проектная деятельность отличается по нескольким категориям:
  • Количество участников
    Проекты делятся на индивидуальные, парные, групповые.
  • Продолжительность выполнения
    Срок бывает коротким, средним, продолжительным, долгим.
  • Выбор метода
    Проекты делятся на игровые, творческие, информационные, исследовательские.
  • Выбор темы
    Исследование проводят для познания семейных отношений, социальных аспектов, экологических факторов, культурных особенностей.
  • Количество участников
    Проекты делятся на индивидуальные, парные, групповые.
  • Продолжительность выполнения
    Срок бывает коротким, средним, продолжительным, долгим.
  • Выбор метода
    Проекты делятся на игровые, творческие, информационные, исследовательские.
  • Выбор темы
    Исследование проводят для познания семейных отношений, социальных аспектов, экологических факторов, культурных особенностей.
Выполнение проекта — наиболее значимая сфера в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Если метод становится неэффективным, это значит, что он не был реализован в соответствии со всеми запросами. Например, выбор темы проектной работы не подходит по возрасту учеников. Или методика внедрения проекта не соответствует личностным интересам воспитанников. Результат появляется, если тема работы становится интересной каждому ученику, тогда процесс обучения протекает намного эффективнее.
Технологии исследовательской деятельности
Благодаря образовательным исследованиям в ДОУ у детей появляются навыки в различных сферах жизни. Каждый ребенок учится выявлять проблему и определять подход по ее решению.

Это осуществляется благодаря следующим направлениям:
соответствие выявленной проблемы с возрастом участника отношений (для решения проблемы у ребенка должна сформироваться определенная база знаний и навыков);
возможность выявления самими детьми не только проблемы, но и результата ее устранения;
творческий подход к решению выявленной проблемы, применение моделирования, звукоподражания, дидактических навыков;
способность ребенка выполнять трудовые поручения не только в группе детского сада, но и дома.

Благодаря полученным навыкам развивается психоэмоциональная сторона, деятельностный подход.
Личностно-ориентированные технологии
В основе подхода лежит индивидуальная личность ребенка. Образовательный комплекс должен быть полностью переосмыслен, чтобы найти подход ко всей группе и каждому индивиду в отдельности.

Выделяют много программных разработок, чтобы успешно выполнять эту методику:
"Радуга"
"Детство"
"От рождения до школы"
Каждую из выбранных методик дополняют личностным подходом. Это помогает воспитанникам в познании окружающего мира. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья, нестабильной психикой и другими проблемами. Благодаря сотрудничеству каждого ребенка с воспитателем происходит улучшение психоэмоциональной сферы, образования, взаимоотношения друг с другом.
Игровые технологии
Чтобы сделать процесс обучения благоприятным для ребенка, применяют игру. Во время активности расширяется кругозор, появляется способность ребенка выполнить любые задачи.

Педагог выбирает оптимальный игровой материал, соответствующий следующим факторам:
возраст детей;
степень адаптации в группе;
индивидуальные особенности каждого малыша;
интересы коллектива.

Благодаря игровой форме воспитатели внедряют дополнительные инновации для улучшения процесса обучения:
проекты;
исследовательская деятельность;
обучение дидактической работе;
творческие эксперименты.

Благодаря внедрению нового подхода детям становится интересно познавать новую реальность. Они быстрее вовлекаются в процесс, поэтому обучение происходит без психоэмоционального отказа.
Эффективность подходов
Благодаря новым подходам открываются разные виды возможностей для совершенствования педагогической деятельности. Если педагогу не хватает информации, рекомендуется проходить специализированные курсы или применять методические пособия. Например, Вы можете дистанционно пройти курс повышения квалификации "Инновационные педагогические технологии в ДОО в соответствии с ФГОС".

Применимы не только перечисленные подходы, но и другие приемы, которые соответствуют особенностям детского сада и каждой отдельной группы. Их разрабатывает не только воспитатель, но и весь рабочий коллектив.

Есть несколько примеров удачной работы.
  • Технология культурно-досуговой работы
    Родители не только приводят детей в сад, но и успешно участвуют в его работе. Формируется детско-родительский клуб, призванный вдохновлять, обучать, привносить новые идеи.
  • Составление портфолио дошкольника
    Появляется рабочая папка, в которую складывают все достижения ребенка с момента поступления в детский сад до перехода в школу. Ребенок может ее периодически просматривать, чтобы выявлять, каких целей он смог достичь самостоятельно или при помощи поддержки взрослых. Это гарантирует адекватную самооценку, познание собственных навыков.
  • Технология культурно-досуговой работы
    Родители не только приводят детей в сад, но и успешно участвуют в его работе. Формируется детско-родительский клуб, призванный вдохновлять, обучать, привносить новые идеи.
  • Составление портфолио дошкольника
    Появляется рабочая папка, в которую складывают все достижения ребенка с момента поступления в детский сад до перехода в школу. Ребенок может ее периодически просматривать, чтобы выявлять, каких целей он смог достичь самостоятельно или при помощи поддержки взрослых. Это гарантирует адекватную самооценку, познание собственных навыков.
В процессе применения новых технологий требуется тематический контроль. То есть работники собирают информацию о полученных результатах, чтобы понять, насколько эффективна работа.

Для этого используют следующие средства:
анкетирование воспитателей и родителей;
создание диагностических карт;
проверка компетенции трудового коллектива.

Дополнительно определяют отношение родителей к внедряемым инновациям. Если они видят прогресс в воспитании ребенка, технологии используются не зря. Систематический контроль позволяет выявить пробелы в знаниях, различные виды отклонений в проведении работы, чтобы успешно ликвидировать их, сделать педагогическую деятельность наиболее эффективной.

Благодаря инновационным технологиям в дошкольных образовательных учреждениях улучшается деятельность всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. На это требуются материальные, временные, интеллектуальные затраты. Но это обеспечивает весь коллектив необходимыми навыками, реализацией технической сферы. Иначе качественный переход детского сада в новую информационную сферу будет затруднен.