статьи

Подготовка населения к паводку: что должен знать социальный работник

статьи
Подготовка населения к паводку: что должен знать социальный работник
Паводки — природное явление, приводящее к перемещению воды за пределы рек, озер и других природных источников. Если ее становится чрезмерно много, происходит затопление соседних зданий, сооружений в населенном пункте. Это может привести к разрушению дорог, мостов, коммунальных сооружений. Природная стихия опасна для людей, животных. Поэтому социальные работники обязаны знать, как помочь населению, проживающему вблизи зоны подтопления, подготовить граждан к приближающейся опасности.
Опасность паводков
В весенний период, когда начинает таять снег, идут дожди, высока вероятность формирования паводков. Сотрудники МЧС заранее выявляют районы, где возможно появление природной стихии. Они обязаны оповестить людей через средства массовой информации, чтобы они подготовились заранее.

Опасность паводков заключается в следующих явлениях:
размытие дорог;
отсутствие возможности проезда любого транспорта, в том числе скорой, пожарной помощи, сотрудников МЧС;
затопление подвала, цоколя и первых этажей с порчей имущества;
разрушение зданий, конструкций, сооружений;
затрудненность или полное отсутствие работы магазинов, аптек;
риск повреждения коммуникационных сетей (поставка газа, электричества, воды в здания);
возможность гибели растений, животных, людей.

Чтобы предотвратить негативные последствия, требуется, чтобы работу выполняли не только сотрудники МЧС и другие спасательные органы, но и социальная служба. Она предназначена для оказания помощи людям, которые самостоятельно не смогут бороться с природной стихией из-за пожилого возраста или проблемами со здоровьем.

Профилактические меры в предпаводковый период
Чтобы предупредить массовые повреждения зданий, причинение вреда людям, используют профилактические методы непосредственно перед наступлением паводка:
  • вывоз больших очагов содержания снега;
  • контроль состояния ливневой канализации, насосных станций, котельных;
  • применение трапов, помостов в зонах предположительного затопления, массового прохождения людей;
  • проверка оборудования, предназначенного для откачивания воды;
  • укрепление любых коммуникационных сооружений, предназначенных для сохранения электричества, газа, подачи воды;
  • защита подвалов, котельных внутри жилых домов.
Чтобы предупредить массовые повреждения зданий, причинение вреда людям, используют профилактические методы непосредственно перед наступлением паводка:
  • вывоз больших очагов содержания снега;
  • контроль состояния ливневой канализации, насосных станций, котельных;
  • применение трапов, помостов в зонах предположительного затопления, массового прохождения людей;
  • проверка оборудования, предназначенного для откачивания воды;
  • укрепление любых коммуникационных сооружений, предназначенных для сохранения электричества, газа, подачи воды;
  • защита подвалов, котельных внутри жилых домов.
Эти меры должны подготавливать сотрудники МЧС, дополнительные методы помощи населения обсуждаются на комиссии перед появлением природного явления. В этот период социальные работники должны быть в полной готовности для помощи населению. Особенно это касается пожилых, инвалидов и других людей, которые не смогут самостоятельно выбраться из здания в случае наводнения, разрушения здания.
Методы помощи социальных работников перед и во время паводка
Основную помощь в поддержании порядка, предотвращения разрушения зданий и гибели людей выполняет МЧС. Социальные работники должны позаботиться о людях, не справляющихся самостоятельно.

В их компетенции применение следующих методов:
подвоз воды и продуктов людям, оставшимся в зоне подтопления;
сбор медикаментозных средств для острых или хронических больных, инвалидов;
проверка состояния пожилых, инвалидов, хронических больных, которые не могут самостоятельно передвигаться, эвакуироваться, остаются в доме на весь период затопления;
помощь в эвакуации людей, если сотрудников МЧС не хватает;
организация размещения пострадавших людей;
создание и распространение памятки, включающей описание первичных действий при наводнении;
проведение инструктажа с персоналом о порядке оказания помощи, методах эвакуации;
организация временных пунктов проживания, питания;
проверка запаса лекарств, еды, воды, технических устройств, требующихся на период чрезвычайной ситуации;
передача информации по приближающейся воде из водоема людям, которым социальный работник оказывает помощь;
помощь в перемещении подопечных в транспорт, эвакуации населения.
Все меры проводятся перед поступлением воды. Каждый социальный работник должен быть наготове, чтобы своевременно помочь людям, находящимся под их ответственностью. Если все действия будут предприняты правильно, большая часть людей из группы риска эвакуируется своевременно, до наводнения.
В основную компетенцию социальных работников непосредственно перед паводком входят беседы с пожилыми людьми. Они обязаны донести всю информацию об угрозе наводнения, чтобы люди оставались в безопасности. В этом им помогают волонтеры. По ссылке описана организация деятельности волонтеров в социальном учреждении.
Методы помощи после паводка
Когда потоп завершился, социальный работник должен продолжать помогать людям, оказавшимся в затруднении из-за разрушения дома, отсутствия продуктов питания, возможности перемещения в другие населенные пункты.

В компетенцию входят следующие возможности:
определение пострадавших людей, которым требуется оказание помощи;
перемещение пострадавших людей из разрушенных зданий после эвакуации;
сбор волонтеров для выявления пострадавших, перемещения продуктов питания и воды, доставки лекарственных средств;
сбор материальной помощи людям, оказавшимся без жилья;
создание волонтерских пунктов, в которые могут обратиться люди, попавшие в сложные ситуации из-за стихийного бедствия;
помощь в поиске потерявшихся людей;
помощь в поиске родственников для людей, которые были найдены после наводнения.

Социальный работник должен проверить каждого пострадавшего, который входит в его компетенцию. Он выясняет, целостно ли его жилье, требуются ли продукты питания. Дополнительно выявляют людей, которым нужна помощь в связи с чрезвычайным происшествием. Например, при отсутствии электричества, воды, газа.
Правила, распространяющиеся на карантинную зону
Как только вода начинает выходить из краев природных источников, в государственные учреждения поступает информация о введении чрезвычайного положения в населенном пункте. Об этом также предупреждают социальных работников. Они должны передать информацию об опасности, необходимости эвакуации или подготовки к паводку всем подопечным. Социальный работник обязан провести разъяснительную беседу с пожилыми людьми, инвалидами, чтобы они поняли всю опасность ситуации.
Если на территории населенного пункта остались люди, попавшие в сложное положение из-за потопа, помощь оказывают волонтеры и социальные работники. Пострадавшему потребуется еда, вода, временное убежище. Все это обеспечивает государство вместе с социальными службами.
Чтобы каждый работник знал свою компетенцию, работа учреждения была организованна правильно, рекомендуется пройти курсы повышения квалификации социального обслуживания. Данные представлены по ссылке.