Профстандарты: новые обязанности педагогов, которые теперь вправе ввести директор
статьи
Профстандарты: новые обязанности педагогов, которые теперь вправе ввести директор
Сейчас одной из важных задач, стоящей перед Министерством образования, является повышение цифровой компетенции педагогов. Цифровая компетенция — это владение ИКТ, умение проводить онлайн-уроки. Весной многие школы столкнулись с трудностями при организации образовательного процесса на дистанте. Одна из причин — неумение учителей использовать ИКТ в работе.
Некоторые педагоги не хотят переучиваться, предпочитая традиционную методику преподавания. Раньше директор учебного заведения не имел права отправлять сотрудников на курсы компьютерной грамотности без их согласия. Но, в соответствии с новыми профстандартами 2020 года, теперь все учителя должны быть уверенными пользователями ПК и применять ИКТ в своей работе.
Для чего нужен профстандарт
Данный документ необходим для улучшения современной модели школьного образования. Многие учителя работают по привычным методикам, не используя другие возможности. Их инструментарий для обучения ограничен, что сказывается на результатах школьников.
Применение профстандартов позволит сформулировать точные критерии к компетенциям педагогов и других школьных специалистов. Директор сможет оценить эффективность работы своих сотрудников по выполнению целевых показателей. На основе полученных данных он может принять решение о необходимости повышения квалификации учителя.
В новом профстандарте, который должен быть введен во всех школах в 2021 году, центральное место занимает цифровая компетенция педагогов. Это связано с низким качеством дистанционного образования. У большинства учителей возникли трудности с организацией дистанционного обучения. Теперь директор имеет право требовать от своих сотрудников использования ИКТ для проведения уроков.
Профстандарт не является универсальным документом для всех учителей. Для каждого специалиста разрабатывают критерии к его компетентности. Также будут различаться требования для дошкольных и школьных работников.
Директор должен привести в соответствии с новым профстандартом и должностную инструкцию. В ней необходимо указать: ‣ должность сотрудника; ‣ список критериев, которым должен соответствовать специалист или соискатель на должность; ‣ описание трудовой функции.
На данный момент в Законодательстве Р Ф нет общепринятой должностной инструкции педагога. Поэтому директор ориентируется на другой обязательный документ — профессиональный стандарт.
Новые требования к учителю
Благодаря изменениям в профстандарте директор теперь может требовать от учителей: ‣ использовать цифровые технологии в своей работе; ‣ выполнять требования нацпроекта «Образования»; ‣ улучшать функциональные навыки учащихся; ‣ проводить уроки в формате онлайн-конференции.
В новом профстандарте «Учитель» указано, что педагоги должны внедрять в образовательный процесс новые методики и по-новому реализовывать привычные инструменты для обучения. Например, учителя должны писать индивидуальные программы для школьников, уделять больше внимания профориентации своих подопечных. Одно из обязательных условий — проведение онлайн-уроков.
Теперь всем педагогам придется использовать цифровые технологии в своей работе. Даже тем, кто является активным сторонником традиционных методик преподавания. Школьные учителя должны развивать цифровые компетенции у учащихся. Также им придется оценивать результаты промежуточной и итоговой аттестации посредством онлайн-занятий.
Директору следует поручить своему заместителю по учебно-воспитательной работе контроль за выполнением новых требований. Нужно создать отдельный проект с добавлением целевых показателей нацпроекта «Образования». Это позволит директору оценить соответствие своих сотрудников новым профессиональным стандартам.
Новые требования к педагогу-психологу
В профстандарт этого специалиста были также добавлены нововведения, позволяющие улучшить качество его работы. Теперь у директора школы появились новые возможности в работе с педагогом-психологом:
Он должен оказывать всестороннюю помощь в овладении ИКТ, консультировать по написанию индивидуальных учебных программ.
Принимать активное участие в создании комфортных условий для обучения детей с ОВЗ, одаренных учеников и школьников, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Организовать наставничество.
Он должен оказывать всестороннюю помощь в овладении ИКТ, консультировать по написанию индивидуальных учебных программ.
Принимать активное участие в создании комфортных условий для обучения детей с ОВЗ, одаренных учеников и школьников, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Организовать наставничество.
Также должны быть выполнены все требования, указанные в нацпроекте «Образование». Обновленная версия профстандарта педагогов-психологов предоставляет больше возможностей для реализации их обязанностей. Теперь они могут принимать более активное участие в образовательном процессе, выступая в качестве помощника учителя.
Педагог-психолог становится ответственным за индивидуализацию обучения. В его задачи будет входить определение потребностей учеников и создание подходящих условий для их обучения. Директор может ему поручить составление плана мероприятий по поддержке учителей — индивидуальные консультации, тренинги, собрания и лекции.
Педагог-психолог должен подробно расписать план своей работы, включая, с отдельными категориями учеников. Нужно акцентировать его внимание на необходимости использовать разнообразные методы в своей работе.
Новые стандарты для социального педагога
Изменения коснулись и работы социальных педагогов. Директор может требовать от сотрудника, занимающего эту должность, выполнение следующих требований:
1
Выполнение целевых показателей нацпроекта «Образование»
2
Организация работы с учениками, имеющим девиантное поведение
3
Организация внеурочной деятельности
Если раньше социальный работник не принимал активного участия в реализации нацпроекта, то с принятием новых стандартов круг его обязанностей стал шире. Теперь этот специалист может помогать учителям и педагогам-психологам работать с детьми, имеющими девиантное поведение.
Социальный педагог должен составить план мероприятий для организации внеурочной деятельности. Это могут быть: ‣ лекции; ‣ волонтерская деятельность; ‣ школьные культурно-развлекательные мероприятия и др.
Все перечисленные мероприятия нужны, чтобы учащиеся проводили больше времени за полезной деятельностью. Организовать работу социального педагога поможет диагностика. Директор должен объяснить своему сотруднику, что документация — одно из обязательных требований. Социальный педагог должен предоставить план работы, в котором будут перечислены все внеурочные мероприятия и сроки их реализации.
Специалист должен выбрать диагностику, с помощью которой он будет проверять поведение детей и выявлять антисоциальные настроения в школьной среде. Центральное место в работе социального педагога занимает работа с подростками. В документации должны быть расписаны направления работы с учащимися разных возрастов.
Отдельный блок следует выделить под семейное воспитание. Социальный педагог взаимодействует не только со школьниками и учителями, но и родителями. Во время диагностики ему следует определить тип воспитания в семье, какие установки у родителей к своим детям и общую атмосферу в семье.
Новые требования к работе педагога дополнительного образования
Стало больше возможностей для реализации своих обязанностей и у педагога дополнительного образования. В соответствии с новым профстандартом, теперь этот специалист должен:
1
Применять в своей работе информационные технологии
2
Повышать цифровую компетенцию у учащихся
3
Выполнять целевые показатели нацпроекта «Образование»
Педагог дополнительного образования теперь может помогать не только с разработкой общеобразовательных программ, но и помогать в работе с детьми с ОВЗ. Также он может проводить уроки по профориентированию и повышению цифровой компетенции. Педагог дополнительного образования должен вести отчетность, в которой будет указано сколько направлений он проводит.
Введение нового стандарта «Тренер-преподаватель»
Президент РФ поручил разработать до конца 2020 года профстандарт для учителей физической культуры. Тренера и другие специалисты в области спорта должны войти в номенклатуру должностей педагогов образовательных учреждений. До сих пор не были сформулированы четкие требования для учителей физкультуры, что влияло на процесс обучения. Это нововведение должно улучшить качестве школьного образования.
Можно ли уволить за несоответствие педагога профстандарту
С введением новых требований школьных специалистов стал волновать вопрос о увольнении из-за низкой цифровой компетенции. Директор не имеет права расторгнуть трудовой договор с сотрудником из-за его несоответствия требованиям профстандарта.
Но, согласно ст.196 ТК РФ, он может отправить педагога на курсы повышения квалификации. Это правило распространяется на всех сотрудников, независимо от их стажа. Однако директору необходимо учесть, что с сотрудниками с большим стажем работы, нельзя решать этот вопрос формально.
Им сложнее внедрять в процесс обучения ИКТ и среди них больше сторонников классических методик преподавания. Поэтому в работе с ними следует использовать другой подход.
Современная школьная модель не рассчитана на проведение дистанционных уроков. Это связано не только с недостаточной технической оснащенностью школы, но и с низкой цифровой компетенцией педагогов. Директор не мог потребовать от своих сотрудников повысить уровень квалификации и обязать использовать новые методики преподавания. Но с принятием новых стандартов теперь учителя и другие школьные специалисты должны расширить свой инструментарий. Это позволит повысить качество образования в школе.