статьи

Психология управления персоналом в организации социального обслуживания

статьи

Психология управления персоналом в организации социального обслуживания

В сегодняшней статье будет много полезной информации для сотрудников, занимающих руководящие должности в области социального обслуживания (директора, заведующие, заместители). Мы поговорим о том, какие организации относятся к социальной сфере, разберем, что вообще представляет из себя психология управления, что относится к объекту и субъекту управления, а также рассмотрим основные методы исследования и функции управления. Так что если Вы мечтаете стать руководителем какого-либо подразделения или целой организации, или уже им являетесь, то рекомендуем задержаться на пару минут и ознакомиться с содержанием данной статьи.

Для начала предлагаем разобраться в самих терминах «психология управления» и «организация социального обслуживания».

К организациям социального обслуживания относятся те государственные структуры, которые осуществляют социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, либо стационарное социальное обслуживание.

Далее для наглядности приведем конкретные примеры таких учреждений:
  • Стационарное обслуживание
    • дом-интернат;
    • пансионат;
    • социально-оздоровительный центр (СОЦ) и т.д.
  • Полустационарное обслуживание
    • социально-реабилитационный центр (включая несовершеннолетних;
    • социальный приют;
    • центр социальной адаптации (ЦСА);
    • центр помощи детям, оставшимся без родителей и т.д.
  • Обслуживание на дому
    • центр социального обслуживания (включая комплексный, для пожилых людей и инвалидов);
    • центр социальной помощи и т.д.
Психология управления представляет собой прикладную отрасль психологии, специализирующуюся на изучении и решении проблем, возникающих при управлении коллективом. Проще говоря – это деятельность руководящего состава организации, направленная на подчиненных сотрудников.

Объект и субъект управления

В качестве субъекта управления выступает лицо (физическое и/или юридическое), осуществляющее управленческие действия. В любой организации (в том числе и социальной) субъектом управления являются сотрудники управленческого звена. Психология управления подразумевает под субъектом непосредственно личность руководителя с учетом всех ее отличительных черт.


Объектом управления можно считать лицо (физическое и/или юридическое), к которому применяют управленческие действия.


При взаимодействии объект и субъект формируют систему управления, включающую в себя такие процессы как принятие и исполнение решений.

Предмет психологии управления

Под предметом принято понимать психологические особенности, возникающие в процессе управления организацией и при профессиональном общении между руководством и низшими сотрудниками.

Если рассматривать предмет психологии управления более углубленно, то стоит выделить следующие аспекты:
  • Психологические особенности управленческой деятельности
    • анализ личности управленца;
    • процесс принятия управленческих решений;
    • стиль управления и т.д.
  • Психологические особенности функционирования организации
    • использование психологических приемов в процессе управления;
    • создание благоприятного климата;
    • разработка и внедрение корпоративной культуры и т.д.
  • Психологические особенности взаимоотношений руководителя и подчиненных
    • формирование системы коммуникаций;
    • тонкости управленческого общения и т.д.

Методы исследования

Основной задачей психологии управления является изучение воздействия, оказываемого на сотрудника руководителем и организацией в целом, а также взаимоотношений в трудовом коллективе, при этом используются следующие методы исследования:

Функции управления

Существуют специальные и общие функции управления.

К специальным функциям относятся:
‣ планово-экономическая;
‣ финансовая;
‣ кадровая;
‣ технолого-производственная.

Общие функции имеют непосредственное отношение к этапам управленческого цикла:
  • Целеполагание
    Это основа всей управленческой деятельности, подразумевает изучение развития организации в прошлых периодах, анализ текущего положения дел и постановку целей на будущее.
  • Организация
    Отвечает за подготовку и обеспечение выполнения составленного плана. Данная функция предполагает формирование и эффективную работу системы, включающей в себя сотрудников, экономические отношения и технологии.
  • Мотивация
    За счет нее повышается производительность работников, которая направляется на достижение поставленных организацией целей.
  • Контроль
    Комплексное явление, которое обеспечивает эффективность функционирования любой управленческой системы и применяется на всех этапах управленческого цикла для успешного достижения конечного результата.
Также хотелось бы уделить внимание так называемым «сквозным» функциям, они играют немаловажную роль в процессе управления:
‣ информационная;
‣ принятия решения;
‣ коммуникативная.
Мы осветили лишь малую часть вопросов по данной теме, более углубленно изучить ее Вы можете, записавшись на наш курс повышения квалификации «Управление в организации социального обслуживания». Там будут подробно рассматриваться основы менеджмента, конфликтология, деловая переписка и другие важные аспекты. Вы получите действительно качественные знания по доступной цене, которые в дальнейшем будете использовать в процессе выполнения своих служебных обязанностей, при этом сможете обучаться в удобное для Вас время благодаря современным дистанционным технологиям.

Специалист по уходу, человек в инвалидном кресле
Каждый уважающий себя руководитель должен заботиться о своих подчиненных и стремиться создать наиболее благоприятные условия для осуществления их трудовой деятельности. Сотрудник – это отдельная личность, обладающая собственным мнением и преследующая свои цели. Чтобы суметь замотивировать персонал и направить кадры в нужное русло руководящий состав должен обладать высоким уровнем знаний в области психологии управления и уметь успешно применять их на практике.

Однако, на эффективность деятельности организации и как следствие получение прибыли оказывает влияние не только грамотная работа с персоналом, но и множество других элементов, например – внедряемые технологии. На нашем сайте есть интересная статья для управленцев, посвященная бережливому производству в социальной сфере, которую также рекомендуем к прочтению.