статьи

Внедрение инноваций в учебную деятельность

Развитие — одна из важных составляющих жизни человека. В настоящее время все сферы человеческой деятельности пестрят словами, связанными с инновациями. Их внедрение не обошло и образовательную деятельность.

Педагогические инновации подразумеваются как изменения и нововведения, позволяющие преобразовать и оживить процесс образования.
Современная стратегия развития образования в России направлена на увеличение использования нетрадиционных способов обучения. Было выявлено, что применение инновационных технологий позволяет упростить и ускорить процесс получения знаний. Введение новых стандартов в педагогическую деятельность предусматривает изменение методики преподавания и самого учебного процесса.
инновационное образование, учебный процесс, учебная деятельность, современный педагог, педагогические инновации, дистанционное обучение, верити
Современная стратегия развития образования в России направлена на увеличение использования нетрадиционных способов обучения. Было выявлено, что применение инновационных технологий позволяет упростить и ускорить процесс получения знаний. Введение новых стандартов в педагогическую деятельность предусматривает изменение методики преподавания и самого учебного процесса.
инновационное образование, учебный процесс, учебная деятельность, современный педагог, педагогические инновации, дистанционное обучение, верити
  • Современный педагог должен перейти с пассивной формы обучения к активной. Это значит, что учителю необходимо подобрать новую стратегию обучения, позволяющую использовать новые технологии и творческую атмосферу в процессе обучения.
  • Современный педагог должен перейти с пассивной формы обучения к активной. Это значит, что учителю необходимо подобрать новую стратегию обучения, позволяющую использовать новые технологии и творческую атмосферу в процессе обучения.
Средства и методы активизации учебного процесса
Учителю предлагается заменить свою доминирующую одностороннюю позицию, которая выражается выполнением тестов, самостоятельных и контрольных работ, на средства и методы активизации учебного процесса. Во время такого активного обучения учащиеся выражают свою точку зрения, вступают в диалог с учителем, выполняя предложенные задания. Одним из видов такого обучения является интерактивное — это форма обучения, которая создает для учащегося комфортные условия для взаимодействия с чем- или с кем-либо, при которой ученик оказывается полностью вовлеченным в процесс, внося свой индивидуальный вклад.
Средства и методы активизации учебного процесса
Учителю предлагается заменить свою доминирующую одностороннюю позицию, которая выражается выполнением тестов, самостоятельных и контрольных работ, на средства и методы активизации учебного процесса. Во время такого активного обучения учащиеся выражают свою точку зрения, вступают в диалог с учителем, выполняя предложенные задания. Одним из видов такого обучения является интерактивное — это форма обучения, которая создает для учащегося комфортные условия для взаимодействия с чем- или с кем-либо, при которой ученик оказывается полностью вовлеченным в процесс, внося свой индивидуальный вклад.
Инновационные модели обучения в учебной деятельности:
  • проблемные
  • имитационные
  • проективные
  • исследовательские
  • контекстные
  • игровые
  • компьютерные
Меры для внедрения новых технологий в образовательный процесс
Для того, чтобы обеспечить изменения в образовательном учреждении, необходимо создать условия для инновационного обучения сотрудников. Администрация школ и дошкольных учреждений должна выполнять две задачи организационного управления: повышение эффективности использования имеющихся знаний и обеспечение успешного использования инноваций.

Решение первой задачи подразумевает выявление, изучение и распространение опыта своим коллегам. Администрации общеобразовательных учреждений следует развить программу по поощрению обмена знаниями не только внутри учреждения, но и за ее пределами.
инновационное образование, учебный процесс, учебная деятельность, современный педагог, педагогические инновации, дистанционное обучение, верити
Для решения задачи по эффективному внедрению инновационных технологий администрация школы и педагоги должны создать условия для поощрения творческой инициативы, несмотря на риски. Также вовлечение большого количества сотрудников в совместный образовательный процесс позволит высвободить инновационный потенциал педагогов и поспособствует появлению новых идей и инновационных продуктов.
Примеры инноваций в образовании
При внедрении инноваций строгих шаблонов не существует, педагог самостоятельно выбирает способ самосовершенствования и развития. Однако современному педагогу следует развивать не только себя, но и учащихся, воспитывать в них любовь к отчизне и прививать активную гражданскую позицию.
Среди технологий, позволяющих обучать при помощи инноваций, можно выделить следующие:
  • 1
    проектная деятельность
  • 2
    личностно-ориентированное обучение
  • 3
    здоровьесберегающие технологии
  • 4
    исследовательская деятельность
  • 5
    информационно-коммуникативное обучение
  • 6
    игровая методика
Рассмотрим каждый из них подробенее.
инновационное образование, учебный процесс, учебная деятельность, современный педагог, педагогические инновации, дистанционное обучение, верити

Проектная деятельность

Это такой вид деятельности, при которой учащийся совместно с учителем пытается найти ответ на определенный вопрос и решить поставленную проблему. Проекты бывают нескольких видов в зависимости от количества участников, метода проведения, и тематики.
инновационное образование, учебный процесс, учебная деятельность, современный педагог, педагогические инновации, дистанционное обучение, верити
Это такой вид деятельности, при которой учащийся совместно с учителем пытается найти ответ на определенный вопрос и решить поставленную проблему. Проекты бывают нескольких видов в зависимости от количества участников, метода проведения, и тематики.
инновационное образование, учебный процесс, учебная деятельность, современный педагог, педагогические инновации, дистанционное обучение, верити

Личностно-ориентированное обучение

Данная технология создает условия для формирования индивидуальности ученика. Это достигается созданием специальных программ, учреждений («Радуга», «Детство»), занятий и игр.

Здоровьесберегающие технологии

Основной задачей данного вида деятельности является сохранение здоровья и анализ его показаний. Улучшение состояния здоровья достигается при помощи зарядки, гимнастики и растяжки, дыхательных упражнений и закаливания и йоги.
Такие проекты как «Доступная среда», «Инклюзивное образование» и другие проводят занятия не только с обычными детьми, но и с детьми с особенностями развития. Здесь используются методы цветовой, арт и сказкотерапии.
инновационное образование, учебный процесс, учебная деятельность, современный педагог, педагогические инновации, дистанционное обучение, верити
Основной задачей данного вида деятельности является сохранение здоровья и анализ его показаний. Улучшение состояния здоровья достигается при помощи зарядки, гимнастики и растяжки, дыхательных упражнений и закаливания и йоги.
Такие проекты как «Доступная среда», «Инклюзивное образование» и другие проводят занятия не только с обычными детьми, но и с детьми с особенностями развития. Здесь используются методы цветовой, арт и сказкотерапии.
инновационное образование, учебный процесс, учебная деятельность, современный педагог, педагогические инновации, дистанционное обучение, верити

Исследовательская деятельность

инновационное образование, учебный процесс, учебная деятельность, современный педагог, педагогические инновации, дистанционное обучение, верити
В рамках этой технологии проходят всевозможные конкурсы («Первые шаги в науку», «Я — исследователь»). Также методами достижения исследовательской деятельности является проведение опытов, бесед, дидактических игр и экспериментов.

Информационно-коммуникативное обучение

В век научного и технологического прогресса не обойтись без компьютера. Его возможности позволяют создавать интересные и познавательные обучающие программы, картинки, видео- и аудиоматериалы позволяют интриговать и концентрировать внимание учащегося.
Игровая методика
Всем известно, что игровая деятельность может быть полезна. Игры осуществляют разные функции — от развивающей до познавательной и обучающей. Сложно перечислить все возможности данной технологии.
Основные сложности при использовании инноваций
Не стоит забывать, что внедряя новинки в учебную деятельность, придется столкнуться с некоторыми проблемами:
1
инновационное образование, учебный процесс, учебная деятельность, современный педагог, педагогические инновации, дистанционное обучение, верити
Консервативность некоторых работников и администрации учебного заведения, которых и так все устраивает.
2
инновационное образование, учебный процесс, учебная деятельность, современный педагог, педагогические инновации, дистанционное обучение, верити
Дефицит денежных средств и отсутствие материальных стимулов.
3
инновационное образование, учебный процесс, учебная деятельность, современный педагог, педагогические инновации, дистанционное обучение, верити
Слабая информированность и отсутствие помощи.
4
инновационное образование, учебный процесс, учебная деятельность, современный педагог, педагогические инновации, дистанционное обучение, верити
Небольшой опыт работы или чрезмерная учебная нагрузка.
5
инновационное образование, учебный процесс, учебная деятельность, современный педагог, педагогические инновации, дистанционное обучение, верити
Плохое здоровье и риски при введении новшеств.
Для того, чтобы учащийся безболезненно перешел к новым методам обучения, учителю следуют придерживаться нескольких советов по изменению во взаимодействии с учеником.
Советы современному учителю
  • Самое главное — демонстрировать доверие и доброжелательность. Нельзя резко критиковать за ошибки и запугивать.
  • Следует позволить ребенку проявить самостоятельность и не мешать при выполнении задания. Помогать нужно только в том случае, если учащийся сам попросит.
  • Нужно определить объем работы так, чтобы ученик смог рассчитать свои силы и не растеряться. При этом необходимо установить временные ограничения для выполнения той или иной работы.
  • Не менее важным является создать условия для самоконтроля и определить критерии самооценки.