СТАТЬи

Занятия музыкой как важный этап формирования детской личности

Музыка звучит внутри каждого человека...
Музыка – это искусство, которое позволяет человеку познавать мир, приобретать новые знания и умения, формируя свое мышление и воображение через личное развитие.

Роль музыки в воспитании детей

Музыка – одно из самых действенных средств эстетического воспитания. Оказывая огромное эмоциональное воздействие, она позволяет развивать музыкальные способности и отвечает за формирование основ музыкальной культуры. Вот почему так важно начинать музыкальное воспитание уже в дошкольном возрасте.

Развивая три основные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховое представление и чувство ритма, музыка отвечает за:

  • формирование эмоциональной сферы;
  • воспитание чуткости к прекрасному;
  • развитие мышления и интеллекта;
  • общее духовное развитие.
Музыкальное воспитание детей решает две основные задачи:
  • 1
    Развитие музыкальных и творческих способностей
  • 2
    Формирование духовной культуры ребенка

Музыка и здоровье

Огромное влияние оказывает музыка и на здоровье ребенка. Современные дети испытывают большие умственные перегрузки, в результате чего они все чаще страдают от неврозов и депрессий.

Современная медицина доказала благотворное влияние музыки на здоровье детей. Так, например, прослушивание музыки улучшает память, а игра на музыкальном инструменте способствует развитию лингвистических навыков.
    Перечень музыкальных произведений, рекомендованных к прослушиванию детям при различных видах психологических расстройств
    (по мнению врачей)
    • Для уменьшения чувства тревоги
      • Шопен (Мазурка, Прелюдии)
      • Штраус (Вальсы)
      • Рубинштейн (Мелодии)
    • Против бессонницы
      • Сибелиус (Грустный вальс)
      • Шуман (Грезы)
      • пьесы Чайковского
    • Для снятия стресса и общего успокоения
      • Брамс (Колыбельная)
      • Шуберт (Аве Мария)
      • Шопен (Ноктюрн соль – минор)
      • Дебюсси (Лунный свет)
    • Для поднятия настроения и общего тонуса
      • Чайковский (Шестая симфония)
      • Бетховен (Увертюра Эдмонд)
      • Шопен (Прелюдия 1, опус 28)
      • Лист (Венгерская рапсодия)
    • Для снижения раздражительности
      • Бах (Кантата 2, Итальянский концерт)
      • Бетховен (Лунная соната, Симфония ля-минор)

    ФГОС

    Музыкальное развитие детей в дошкольном возрасте регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом, согласно которому музыкальное воспитание является частью художественно-эстетического развития.

    Цель – социальное и индивидуальное развитие личности ребенка, начиная с 2 месяцев и заканчивая 8 годами.
        Большой плюс музыкального воспитания согласно новым стандартам – его совмещение с изобразительной и литературной видами художественной деятельности, что обеспечивает всестороннее развитие детской личности.
        Федеральный государственный образовательный стандарт регламентирует основные цели и задачи музыкального воспитания дошкольников.
        Цели музыкального воспитания
        • развитие эстетического отношения к окружающему миру;
        • формирование представлений о видах искусства;
        • побуждение к сопереживанию;
        • восприятие фольклора, музыки, художественной литературы;
        • формирование ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы;
        • осуществление самостоятельного творчества детей.
        Задачи музыкального воспитания
        • цветомузыкальное развитие детей;
        • развитие у дошкольников музыкальной эрудиции и культуры;
        • знакомство ребенка с миром музыки;
        • формирование чувства уважения к музыке как к самостоятельному виду искусства, праздникам и традициям;
        • развитие восприятия, сопереживания музыкальным произведениям и образам;
        • знакомства детей с миром человека, его эмоций, окружающим миром, миром предметов.
        В зависимости от возраста, дети по-разному воспринимают информацию, они по-своему слышат и понимают музыку, поэтому виды деятельности, направленные на музыкальное развитие, должны отличаться и соответствовать возрастным категориям детей.
        Виды музыкальной деятельности в зависимости от возраста детей
        2 месяца – 1 год
        • эмоциональное общение с родителями;
        • восприятие детской музыки, стихов, песенок;
        • тактильно-двигательные игры.
        Длительность занятия – 10 минут
        1 год – 3 года
        • восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
        • рассматривание картинок;
        • двигательная активность.
        Длительность занятия – 15-20 минут
        3 года – 8 лет
        • восприятие и понимание смысла музыкальных произведений;
        • пение;
        • танцы;
        • игры на детских инструментах.
        Длительность занятия – 20-30 минут
        ФГОС устанавливает строгие психолого-педагогические требования к музыкальному воспитанию.
        Педагоги обязаны поддерживать проявление инициативности ребенка в рамках музыкального воспитания, при этом предоставлять им возможность выбора материалов и форм активности.
        В заключение разговора о ФГОС, стоит остановиться на программах и технологиях, которые применяются для музыкального развития дошкольников.

        Образовательная программа должна быть разработана для реализации потребностей и интересов детей, а также учитывать возможности дошкольного учреждения.

        Музыкальный руководитель самостоятельно занимается разработкой программы, и помимо общеобразовательных аспектов обязательно включает в нее свои авторские наработки и технологии.

        Мастерство педагога – определяем современного музыкального руководителя

        Уровень профессионального мастерства – это залог успеха музыкального развития его воспитанников. Какие же качества характеризуют современного музыкального руководителя как профессионала в своей сфере? Давайте разбираться.

          1
          Обязательные требования
          Музыкальный руководитель ДОУ должен иметь высшее или профессиональное образование, а также профессионально играть на музыкальном инструменте.

          Спектр знаний музыкального руководителя включает:

          1. методы и формы мониторинга музыкально-художественной деятельности воспитанников;
          2. музыкальные произведения детского репертуара;
          3. индивидуальные и возрастные особенности развития детей;
          4. современные образовательные музыкальные технологии;
          5. достижения мировой и отечественной музыкальной культуры;
          6. методики установления контактов с воспитанниками, их родителями и коллегами по работе;
          7. основы работы с графическими и музыкальными редакторами, мультимедийным оборудованием.

            2
            Взаимодействие с педагогами и родителями
            Умение музыкального руководителя сотрудничать не только с педагогическим коллективом, но также и с родителями воспитанников, позволяет решать ряд важнейших задач. Только посредством тесного творческого сотрудничества возможно всестороннее приобщение ребенка к музыкальному искусству.
                Педагог – родители
                • открытые музыкальные занятия;
                • мастер-классы;
                • совместные праздники и развлечения с элементами театрализации;
                • подготовка информационно-аналитического стенда;
                • индивидуальные беседы и консультирование родителей.
                Педагог – воспитатели
                • знакомство воспитателей с задачами музыкального воспитания детей;
                • совместное создание сценариев к мероприятиям;
                • объяснение методов работы с детьми разного возраста;
                • совместная работа по поиску индивидуального подхода к проблемным детям.

                3
                Личные качества и профессионализм
                Роль музыкального воспитания ребенка в системе общего развития крайне велика. Сложность профессии в том, что музыкальный руководитель должен быть не просто образованным человеком, он должен быть глубокой личностью.
                    Любовь к музыке, радость от общения с детьми, максимальная заинтересованность своим делом – вот что характеризует хорошего музыкального руководителя.
                    Музыкальный руководитель это:
                    Музыкант
                    Подбор и систематизация нотного, а также аудио- и видеоматериалов.
                    Педагог
                    Обучение детей разных возрастных групп, индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
                    Организатор
                    Планирование занятий, проведение семинаров с коллегами и родителями.
                    Сценарист
                    Разработка сценариев праздников и развлечений.
                    Режиссер
                    Организация и проведение музыкальных праздников и игр с элементами театрализации.
                    Профессия музыкального руководителя требует постоянного самосовершенствования, развития музыкальных интересов и творческих способностей, ведь от профессионализма педагога зависит уровень музыкального развития его воспитанников.
                        Самая сложная задача музыкального руководителя – заинтересовать ребенка.
                        Результативность будет выше, если на занятиях витает дух эмоционального подъема. Для этого педагог должен быть лично заинтересован своим делом, никогда не проявлять равнодушие, а также владеть образной речью, чтобы суметь донести эмоциональную составляющую музыки до детей разных возрастных групп.

                            Каким должно быть музыкальное занятие

                            Музыкальные занятия занимают особое место в процессе воспитания гармоничной личности. Чтобы занятие было насыщенным и интересным, а дети имели бы возможность принимать активное участие в ходе всего занятия, оно должно учитывать возраст воспитанников и быть интегрированным, т.е. совмещать различные виды художественной деятельности.

                            Такие занятия пропитаны творческой атмосферой, а дети и педагог становятся партнерами. Естественный переход от одного вида деятельности к другому делают занятие динамичным и увлекательным. Дети не переутомляются, а напротив, включаются в процесс созидания, танца и пения.
                                Важно поддерживать инициативу детей.
                                Детские идеи и фантазии должны непременно находить свое место при организации праздничных мероприятий.
                                Основные виды деятельности на музыкальных занятиях
                                Ритмические движения
                                Общеразвивающие (ходьба, бег) и танцевальные (переменный шаг, притопы).
                                Развитие ритма, музицирование
                                Развитие чувства ритма и знакомство с музыкальными инструментами.
                                Пальчиковая гимнастика
                                Помогает детям отдохнуть, укрепляет мышцы пальцев.
                                Слушание музыки
                                Мелодичные произведения сопровождаются иллюстрациями или небольшими сюжетами.
                                Распевание, пение
                                Доступные песни с яркой мелодией, текст не заучивается; дети могут подыграть себе на инструментах.
                                Пляски, игры, хороводы
                                Возможность подвигаться под музыкальное сопровождение.

                                Вывод

                                Подводя итог, хочется напомнить о важности музыкального образования дошкольников. Музыкальное развитие обеспечивает полноценное развитие ребенка, помогает ему приобщиться к ценностям мира современного искусства, а также активизируют у ребенка стремление исследовать окружающий мир и развивать эмоциональную составляющую его характера.

                                Профессионализм музыкального руководителя складывается из уровня его квалификации, а также личных качеств, таких любовь к детям, терпение, доброжелательность.

                                Грамотное и уместное использование современных информационных технологий существенно повышает мотивацию детей к обучению, а также способствует раскрытию их творческих способностей. Именно поэтому педагог музыки должен постоянно совершенствовать свои навыки.

                                Если вы хотите узнать о современных методиках музыкального воспитания детей, а также об инновационных подходах в организации музыкального занятия, предлагаем Вам ознакомиться с нашим новым курсом повышения квалификации «Организация деятельности учителя музыки дошкольного образования в условиях введения ФГОС».
                                Надеемся, данная информация была Вам полезна!Хорошего дня!
                                Если для Вас актуален вопрос о профессиональной переподготовке или повышении квалификации для руководителей или воспитателей ДОУ – пройдите по ссылке: