СТАТЬи

Социальное обслуживание в 2019 году.
4 вектора изменений.

Для гармоничного развития населения государства нуждающимся должна быть оказана надлежащая социальная поддержка. Поскольку социальная политика – одно из стратегических направлений в развитии нашей страны, сегодня происходит ежегодное реформирование этой области.

Социальное обслуживание граждан сегодня обеспечивается как государственными структурами, так и негосударственными организациями. Несмотря на то, что такие центры являются относительно молодыми, они успешно дополняют государственную систему социального обслуживания, предоставляя широкий спектр услуг высокого качества.
Недостатки системы социального обслуживания
Несмотря на активное развитие системы социального обслуживания, все же можно отследить ряд проблем в этой сфере. Среди них:

  • Недостаточность финансирования. Причина – недостаток ресурсов при постоянном росте нуждающихся в получении услуг.
  • Недостаток профессиональных кадров. Причина – низкая заработная плата сотрудников отрасли при тяжелой психологической и моральной нагрузке.
  • Неразвитая нормативно-правовая база. Недостаток унификации документации на законодательном уровне.
  • Медленное развитие системы КЦСОН. Такие центры в нашей стране появились сравнительно недавно, а потому вся система требует больших доработок.

С целью оказания поддержки негосударственным центрам предоставления социальных услуг, а также для усовершенствования системы социального обслуживания, Министерство труда ведет активную деятельность по реформированию и развитию наработок в этой области.

Рассмотрим 4 основных вектора изменений, которые будут в приоритете в 2019 году.
1. Долговременный уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами
С 2018 года проводится реализация проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Реализация пилотного проекта должна быть завершена к 2021 году. Все технологии по долговременному уходу за пожилыми гражданами планируется внедрить во все регионы России к 2022 году.

Система долговременного ухода включает:

  • комплексное социальное обслуживание
  • медицинскую помощь на дому в разной форме
  • привлечение к помощи патронажной службы
  • поддержку семейного ухода
Общий объем средств федерального бюджета в 2019 году на это направление составит 295 млн. рублей.
Максим Топилин
Министр труда и социальной защиты РФ
Также планируется и дальше задействовать ресурс НКО (некоммерческих организаций).

По заявлению Министра труда и социальной защиты России Максима Топилина, такой опыт работы оказался весьма успешным. Доля НКО на рынке услуг социального обслуживания составила 14 %. По его словам, необходимо увеличить этот показатель до 23%.

«Чтобы деньги шли за конкретной услугой, регионам следует дифференцировано подойти к установлению тарифов на услуги», – заявил Министр. Это позволит повысить качество оказываемых услуг. А в будущем привлечет в систему долговременного ухода и частные компании.
2. Цифровизация социальной сферы
Ежегодно представители и получатели услуг сталкиваются с проблемами недостатка или избытка информации. Данных становится все больше, а вот ориентироваться во всем этом объеме информации довольно сложно.

Поэтому цифровизация социальной политики одно из стратегических направлений развития сферы. Применение цифровых технологий на государственном уровне должно решить ряд важнейших задач.

  • Максимально упростить и ускорить процесс предоставления и получения услуг.
  • Сократить пакет документов, необходимый для получения услуг.
  • Усовершенствовать и унифицировать систему информирования граждан.
  • Расширить состав цифровых сервисов для граждан.
В настоящее время запущен проект по развитию системы Единой государственной информационной системы социального обеспечения. Также разрабатывается Федеральный реестр инвалидов.

Активную поддержку получают различные пилотные проекты, направленные на удобство получения социальных услуг.

Для максимальной эффективности к работе привлекаются вузы из разных регионов страны.

Благодаря внедрению цифровых технологий, социальная сфера становится мобильной, способной к изменениям, а значит, повышается и качество оказываемых услуг.
3. Оплата труда социальных работников в 2019 году
По данным Росстата заработная плата социальных работников не превышает 20 000 рублей. Именно этим и можно объяснить такую непрестижность профессии. Тем более, что по регионам эта цифра может быть и меньше.

Часто заработную плату сотрудникам работодатель устанавливает самостоятельно, исходя из условий труда, опыта работы сотрудника и его профессиональных навыков. В этом случае ее размер будет регламентирован в соответствии с внутренним соглашением на базе трудового договора.

По информации Министерства труда масштабных изменений заработной платы социального работника в 2019 году не ожидается. Но будет проведена обязательная индексация на уровне официальной инфляции – 4-5,5%. Как пояснили в Министерстве труда, это связано с тяжелой экономической ситуацией в целом.

В первую очередь все изменения коснутся сотрудников детских домов и работников по уходу за пенсионерами. В любом случае, их зарплата не будет превышать 90% от среднего уровня зарплат по стране.
4. Государственные программы
Согласно распоряжению Правительства РФ Министерством труда было разработано и подготовлено к реализации несколько стратегических программ, направленных на развитие сферы социального обслуживания граждан.
1. «Содействие приведению в субъектах Российской Федерации организаций социального обслуживания в надлежащее состояние, а также ликвидации очередей в них»
Реализация программы запланирована на 2018-2022 гг.

Цели и задачи программы:

  • Модернизация материально-технической базы КЦСОН
  • Повышение мобильности предоставления услуг
  • Ликвидация очередности в стационарных центрах благодаря модернизации технологического оборудования
  • Строительство новых и реконструкция старых зданий

Ожидается, что данная Программа решит ряд накопившихся проблем в сфере социального обслуживания:

  • Из эксплуатации будут выведены ветхие здания социального обслуживания.
  • Увеличится число получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности (с 39,8% в 2017 году до 45,41% в 2022 году).
  • Граждане смогут получать все необходимые услуги.
2. План мероприятий по повышению эффективности предоставления социальных услуг в рамках социального обслуживания
Реализация Плана запланирована на период с 2019 по 2021 гг.

Цели и задачи программы:

  • Повышение эффективности управления за счет внедрения и развития информационных технологий
  • Оптимизация процедур предоставления социальных услуг
  • Развитие информационных систем и сервисов
  • Разработка единых требований по взаимодействию с гражданами при обращении ими в КЦСОН

Полную информацию по данным программам можно посмотреть на сайте минтруда России.

Все программы в целом направлены на модернизацию системы социального обслуживания граждан.
Стоит добавить, что большое значение сегодня также уделяется повышению требований к кадрам. Сегодня престижность профессии социального работника не только находится на низком уровне, она еще имеет достаточно низкую квалификацию.

Именно поэтому на государственном уровне рассматривается проведение мероприятий по переподготовке кадров и повышению квалификации сотрудников. Вузы также предлагают обновленные образовательные программы по этим направлениям.
В заключение
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что сфера социального обслуживания является приоритетным направлением развития. Государство ведет активные разработки в этой области.

Активно привлекается и население. Разработка профильных образовательных программ, рост профессионализма кадров приводит к привлечению молодых сотрудников в профессию.

Государственные программы и реформирование системы социального обслуживания позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

На этом все, надеемся эта информация была Вам полезна. Эффективного дня вам и Вашим коллегам!
Хорошего дня!
Если для Вас актуальны курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации для руководителей образовательных организаций - пройдите по ссылке