СТАТЬи

Социальные услуги на дому

С каждым годом в нашей стране увеличивается число граждан, которые нуждаются в дополнительном уходе. Болезни, травмы, одинокая старость – далеко не полный перечень причин, когда люди остаются в беспомощности.

Чаще всего люди обращаются за помощью к своим родственникам или знакомым, однако квалифицированную помощь можно получить и в центрах социального обслуживания населения (КЦСОН). От уровня квалификации социальных работников зависит качество оказанных услуг.

Существует перечень обязательных бесплатных услуг, которые вправе получить определенные категории граждан, однако каждый КЦСОН может предоставлять дополнительные услуги на платной основе. Перечень таких услуг зависит от уровня развития центра, профессионализма его сотрудников и активного внедрения инновационных технологий.

В нашей статье расскажем о категориях граждан, которые вправе рассчитывать на получение бесплатных социальных услуг на дому, о разновидностях этих услуг, а также о том, как организовать первую встречу с получателем социальных услуг, чтобы и в дальнейшем он обращался за помощью именно в этот центр.

Кто может получать социальные услуги на дому

В Федеральном Законе № 442-ФЗ от 28.12. 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определены категории граждан, которые вправе рассчитывать на получение социальных услуг на дому.
  1. граждане с полной или частичной утратой возможности к самообслуживанию;
  2. наличие ребенка, испытывающего трудности в социальной адаптации;
  3. наличие в семье инвалида;
  4. отсутствие средств к существованию;
  5. дети-сироты;
  6. инвалиды и участники ВОВ;
  7. лица, страдающие тяжелыми заболеваниями.

Виды социальных услуг на дому

Для перечисленных категорий граждан социальные услуги на дому могут предоставляться как на платной, так и на бесплатной основе.

Остальные категории граждан могут получать социальные услуги за полную или частичную плату. Размер оплаты определяется в соответствии с нормативными документами региональных властей, и обязательно указывается в договоре на предоставление услуг.
      Виды социальных услуг на дому
      • 1
        Медицинские
        • медицинские консультации;
        • сопровождение в медицинские учреждения;
        • оказание первой доврачебной помощи;
        • выполнение медицинских процедур и проведение оздоровительных мероприятий.
      • 2
        Бытовые
        • социальный патронаж;
        • покупка и доставка продовольствия и предметов первой необходимости;
        • услуги сиделки;
        • оплата коммунальных услуг;
        • кратковременный присмотр за детьми заявителя.
      • 3
        Срочные социальные услуги
        • помощь в получение временного жилья;
        • обеспечение предметами первой необходимости;
        • помощь в получение правовой и юридической помощи;
        • обеспечение горячим питанием.
      • 4
        Социально-педагогические и психологические
        • социально-психологический патронаж;
        • психологическая коррекция;
        • психотерапевтическая помощь;
        • организация досуга.
      • 5
        Социально-трудовые
        • помощь в трудоустройстве;
        • обучение доступным профессиональным навыкам;
        • помощь в получении образования (людям с ограниченными возможностями).

      Кому могут отказать в предоставлении социальной помощи

      • Лицам без определенного места жительства.
      • Лицам с алкогольной или наркотической зависимостью.
      • Заявителям с наличием туберкулезного, венерического или другого заразного или карантинного заболевания.
      • Психически нездоровым лицам, когда социальному работнику может быть причинен вред.
      Решение об отказе в предоставлении услуг принимает специальная комиссия.

      Порядок предоставления социального обслуживания на дому

      Для получения социальных услуг на дому выполняется ряд процедур.
      1
      принятие заявления

      2
      информирование о порядке предоставления услуг

      3
      сбор и анализ принятых документов

      4
      составление индивидуальной программы по предоставлению услуг

      5
      заключение договора

      Каждый человек вправе самостоятельно выбрать центр социального обслуживания для получения услуг.
      В договоре прописывается перечень оказываемых услуг и условия их предоставления, а также указывается, насколько часто сотрудник центра будет приходить домой к заявителю.

      Действие договора длится в течение года, после чего он либо продлевается автоматически, либо прекращает свое действие.

          «Наша служба и опасна, и трудна»

          Социальная работа – это особая профессия, которую можно отнести к типу «человек-человек». Как педагог или врач, социальный работник – это, прежде всего, помощник.

          Оказание услуг на дому требует от социального работника гораздо большей ответственности и самоконтроля, т.к. его общение с клиентом происходит один на один, и контроль за действиями социального работника является косвенным.

          Чаще всего социальные услуги на дому требуются престарелым людям, которым свойственны свои психологические, социальные и физиологические особенности.
            Вот к чему может привести недостаток компетентности социального работника:

            • пренебрежительное отношение к клиенту;
            • общение свысока;
            • навязывание личных советов и взглядов;
            • манипулирование подопечным;
            • излишняя самоуверенность.

            Все это может вызывать недовольство у подопечного, нанести удар по его самолюбию, особенно если он является пожилым человеком, в результате чего центр может лишиться клиента.
              Пожилые люди скорее откажутся от помощи и останутся в одиночестве, чем потеряют самостоятельность и чувство собственного достоинства.
              От того, как пройдет первая встреча социального работника с клиентом, зачастую зависит длительность дальнейшего сотрудничества. Независимо от того, на какой основе будут предоставляться услуги, социальный работник должен суметь расположить к себе клиента.

                Как правильно организовать первую встречу

                • Время встречи назначает клиент
                  Время встречи должно быть удобным для клиента, вопросы, которые нужно обсудить, необходимо наметить заранее, вести сабя не сухо, но по-деловому спокойно.
                • Встречают по одежке
                  Клиента должна привлечь не одежда социального работника, а он сам, поэтому одеваться нужно достаточно консервативно.
                • Слова приветствия
                  Социальный работник здоровается и представляется, после чего становится пассивным слушателем. Задача на первой встрече – слушать и наблюдать, чтобы определить личные особенности клиента.
                • Внимательность и неторопливость
                  Прежде чем приступать к оказанию услуг, необходимо снять верхнюю одежду и обувь – этот психологический прием позволит расположить клиента к себе и не оскорбит его чувства.
                • Все по полочкам
                  Полный перечень оказываемых услуг, их стоимость, информация о ЦСО, телефоны и специалисты, с которыми можно связаться в случае необходимости – это базовая информация, с которой необходимо ознакомить клиента при первой встрече.
                • Пунктуальность
                  Пунктуальность социального работника – это его деньги и клиенты. Чтобы не опаздывать из-за бытовых причин (очереди, транспортные проблемы), временной диапазон посещения подопечного должен быть достаточно широким.
                ПОМНИТЕ о других клиентах
                Первую встречу необходимо закончить в точно определенный срок!
                Так клиент поймет, что помимо него есть и другие. Если встреча затягивается, необходимо тактично напомнить о времени и предложить перенести беседу на следующий раз.

                Необходимо предложить оформить первую заявку на получение конкретных услуг в следующий раз.

                Вывод

                Подводя краткий итог, можно сказать, что социальный работник, который оказывает услуги на дому, должен обладать достаточно широким спектром навыков и компетенций. От его личных качеств зависит эффективность работы, а также количество клиентов, которые будут и в дальнейшем пользоваться услугами данного центра социального обслуживания.

                Вопрос образования социального работника – это краеугольный камень его карьеры. Поэтому регулярное повышение квалификации и знание современных методик работы позволяет не только быть востребованным специалистом, но также повышает престиж центра социального обслуживания, который он представляет.
                Надеемся, данная информация была Вам полезна!Хорошего дня!
                Если для Вас актуальны курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации для руководителей и работников социальных организаций - пройдите по ссылке: